Мария Стрекалова
Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Специфика работы педагога-психолога с детьми ОВЗ»
(из опыта работы)
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки данной категории детей в системе дошкольного образования. Наряду с этим внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования призвано решить и ряд проблем системы общественного дошкольного образования, связанных с обеспечением условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.
Публикация «Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, по мнению Т. В. Егоровой, это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:
- дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата;
- дети с нарушениями интеллектуального развития;
- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи.
Т. В. Егорова дает более обобщенную классификацию, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
- сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ имеет свои особенности. Так, детям с нарушениями опорно - двигательного аппарата требуется индивидуальный подход и щадящий режим. Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро переутомляются, жалуются на боли в ногах, спине. У них часто возникают трудности в социальной адаптации. Для них характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, более 30% детей 4-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые.
Дошкольники с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность.
Нарушения слухового анализатора у дошкольников приводит к снижению уровня сенсорного развития. Замедленно происходит развитие предметности восприятия и становление целостного образа предметов. У неслышащих детей преобладает наглядно-действенное мышление. При формировании наглядно-образного мышления отмечается замедленное формирование процесса анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Память таких детей характеризуется кратковременностью, что обусловлено общим недоразвитием речи и скудным словарным запасом.
Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.
У большинства детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется.
Нарушение, недостаток развития у детей может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В настоящие время в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад № 258» где я, Стрекалова Мария Александровна – педагог-психолог высшей квалификационной категории, реализую свою профессиональную деятельность, обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения, которые имеют данные дети, связаны с нарушениями опорно - двигательного аппарата, интеллектуального развития, эмоционально – волевой сферы, нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи.
Основой целью психологического сопровождения данной категории детей в моей работе является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к школьному обучению.
В основном с дошкольниками с ОВЗ я провожу индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Решая проблему индивидуализации коррекционно - развивающего процесса с «особыми детьми» я учитываю их психофизическое развитие и индивидуальные возможности, полагаясь на принципы обучения. К ним относятся:
- принцип единства диагностики и коррекции,
-принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребенка,
- принцип системности,
- принцип комплексности коррекционного воздействия,
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающем процессе.
Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.
1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);
2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.
3 этап. Создание банка данных на детей с ОВЗ.
4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы : построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком.
5. этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями : повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.
6 этап. Контроль: итоговая диагностика; представление работ ребенка на мероприятиях детского сада.
Таким образом, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль в моей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья отводится психологической диагностике.
Диагностику я осуществляю в двух формах - групповая, индивидуальная диагностика. Организую, обследование два раза в год на начало учебного года и на конец. Использую следующие методы диагностики – беседу с ребенком, адаптированные диагностические методики, направленные на выявление нарушений в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой сфере ( Например: «Разрезные картинки», «Серия сюжетных картинок», «Страхи в домиках», «Лесенка» и т. д.).
Кроме того, беседа проводится и с взрослыми, которые воспитывают данных детей. Ежегодно мною проводится мониторинг с целью сбора необходимой информации и осведомленности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Мониторинг организую в форме анкетирования или тестирования (Например «Анкета для родителей», «Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ» и т. д.).
По результатам диагностического обследования детей, я планирую коррекционно-развивающая (индивидуальную) работу с ними. Реализация индивидуальной работы с детьми зависит от проектирования индивидуального образовательного маршрута. В котором отражается комплексная деятельность коллектива МБДОУ № 258. Вместе со мной в создании индивидуального маршрута принимают участие старшая медсестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед и воспитатели.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
В моей работе и в работе педагогов выделяются основные направления индивидуального образовательного маршрута: организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве и др.
Индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от диагноза детей предполагает использование в коррекционной работе психогимнастику, релаксацию, дыхательнау гимнастику, цветомедитацию, игры направленные на концентрацию внимания (метание в цель по типу дартс и т. д.); игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Колокольчик», «Послушаем звуки»; игры на развитие контроля двигательной активноси: «Разговор с руками», «Море волнуется раз…», «Минута тишины, минута «можно», «Слушай хлопки», «Ловим комаров», «Черепаха»; игры на развитие контроля импульсивности: «Съедобное-несъедобное», «Замри», «Рыбак рыбку лови»; пальчиковые игры, игры за столом «Многоножки», «Двуножки», игры на развитие мелкой моторики «Шнуровки», «Игры с прищепками», «Пуговицы» и т. д. Так же, в коррекционной работа с детьми я практикую применение ИКТ.
Согласованные результаты по построению индивидуального маршрута фиксируются в индивидуальной карте прогноза физического развития ребёнка. В индивидуальной карте прогноза физического развития ребенка обязательно указывается фамилия и имя ребенка, его возраст.
Индивидуальная карта прогноза физического развития ребё нка имеет следующие разделы:
- группа здоровья (указывается группа здоровья, диагноз);
- физическое развитие (дается психологическая оценка физическому развитию, например – гармоничное или дисгармоничное развитие);
- двигательная активность (активен, малоактивен, гиперактивен и т. д);
- физическая подготовленность (развитие двигательных способностей);
- Показания и противопоказания (ограничения или те действия, которые разрешены согласно медицинскому заключению);
- индивидуальная программа (фиксируются основные направления развития по блокам медико-профилактический блок, физкультурно-оздоровительный блок, блок педагогической коррекции, блок психологической коррекции).
Проводимая мною работа по профилактике и консультированию обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Я разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей. Тематика выступлений на групповых консультациях, родительских собраниях и на стендах выглядит например вот так: «Дети с ОВЗ», «Как любить своего ребенка?» и т. д.
В целом организованная мною работа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно оценить с положительной стороны. За прошедший период коррекционно-развивающей работы в 2021 – 2022 учебном году с данной категорией детей (ККР) произошли значительные изменения в динамике развития детей. Сформировалась позитивная самооценка у детей, отмечен благоприятный эмоциональный настрой, расширился круг общения детей со сверстниками, дошкольники ощутили свою значимость, поддержку и любовь от окружающих. Зафиксированы положительные изменения в интеллектуальном развитии.