Приложение МААМ

Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста

Елена Фролова
Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»

Мастер – класс для педагогов на конкурс «Воспитатель года России»

«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Фролова Е. Б.

Цель мастер-класса:

Публикация «Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.

Задачи мастер-класса:

• Передать педагогам опыт работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

Развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию;

•Обучить технике изготовления фотокуба.

Материалы: картинки для игры, наглядность для выступления, пластмассовые кубики, скотч, клей, нож канцелярский.

Ход выступления:

Сторителлинг - современная педагогическая технология в образовательном пространстве ДОУ.

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста» .

Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Давайте проведем эксперимент. Я даю вам две информации.

1. Помпон - это шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.

2. Мало кто знает историю возникновения помпона на шапке. Однако, он был придуман не просто так, а для того, чтобы защищать головы французским матросам. Все дело в том, что раньше при строении кораблей мало кого беспокоил комфорт, и потолки в помещениях корабля были очень низкие. И вот именно помпон предохранял голову матроса от случайного удара головой о потолок. Прошло еще немало времени с тех пор, да и потолки сейчас делают гораздо выше, однако до наших дней шапочки французских моряков украшают красные помпоны.

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать матросов, когда будете надевать шапку с помпоном на ребенка. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Безусловно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. В настоящее время для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Я уверенна, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Случайно при работе по самообразованию я наткнулась на такую новую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

- Как вы понимаете это слово? (ОТВЕТЫ) Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

- Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию. (ОТВЕТЫ? В дошкольной педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Неврологические исследования показывают, что рассказы — это превосходный способ общения. Наш мозг становится более активным, когда мы делимся какими-то событиями. Поэтому рассказы запоминаются лучше чем факты.

Нам всем нравится хорошая история, будь то роман, фильм или просто что-то, что пережил друг и рассказывает нам. Но почему мы чувствуем себя намного более заинтересованными, когда слышим рассказ о событиях?

Это довольно просто. Если мы слушаем презентацию со скучными слайдами, активизируются только некоторые части мозга, которые отвечают за расшифровку слов в значения.

И это все. Больше ничего не происходит.

Когда нам что-то рассказывают, все резко меняется. В нашем мозге, активируются не только части обработки языка, но и другие области мозга, которые отвечают за чувства.

Сторителлинг- это простой способ заставить работать наш мозг.

Длительные рассказы раскручивают драматическую дугу, в которой персонаж борется и в конечном итоге находит неизвестные ранее способности и использует их, чтобы одержать победу над бедой. Исследования показывает, что мозг очень увлечен подобным стилем изложения.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи сторителлинга :

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.

Существует несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Кубики я сделала сама из готовых пластмассовых кубиков «Азбука в картинках», наклеив на них картинки, вырезанные из карточек игры «Ассоциации».

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

• Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

• Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

• Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

• Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

• Когда – то давным давно…

• Садитесь поближе я вам расскажу…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет

• Тогда казалось, что это не так важно…

Жили – были…

Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Проведение игры.

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Подведем итоги.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 августа 2021 в 10:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фролова (УИ 2720166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД