Ольга Коновалова
Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Введение
Игра – основная форма организации жизни детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности, поскольку именно данный вид игры определяет наиболее важные изменения в психических процессах. В сюжетно-ролевой игре возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, формируются мотивы для перехода к следующему возрастному этапу и, следовательно, новому ведущему виду деятельности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Общеизвестно, что сюжетно-ролевая игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению богатства накопленного обществом социально-исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности, и способов индивидуального и группового поведения. Ребёнок начинает в значительной мере самостоятельно строить свою собственную деятельность, строить взаимоотношения с другими людьми. Игра является важнейшим источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определённых ролей. Именно поэтому педагог, работающий с дошкольниками, должен продуманно относиться к планированию и проведению сюжетно-ролевых игр. При правильном педагогическом подходе сюжетно-ролевая игра может стать не только развлечением, но и основным средством познавательного развития детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие дошкольника– это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Объектом нашего исследования является игровая деятельность в дошкольном возрасте. Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра в качестве средства познавательного развития дошкольника.
Цель работы – рассмотреть сюжетно-ролевую игру дошкольников как средство познавательного развития.
Для достижения цели нам предстоит решить задачи:
- определить место сюжетно-ролевой игры в игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- дать характеристику сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного возраста;
- рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство познавательного развития.
1. Место сюжетно-ролевой игры в игровой деятельности и её особенности
Ребёнок живет и развивается в игре, поэтому задача педагогов - тактично поддерживать и осуществлять гибкое руководство игрой, обогащать игровой опыт малышей.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В данном документе определены образовательные области: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, которые посредством интеграции обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.
Процесс социализации начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
Условно выделяются несколько классов игр:
1. Сюжетно-ролевая игра
2. Строительная игра
3. Театрализованная игра
4. Дидактическая игра
5. Подвижная игра
6. Музыкальная игра
7. Игра-забава
Сюжетно-ролевая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание.
Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие [2, с. 9].
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
2. Сюжетно-ролевая игра на разных возрастных этапах
На протяжении дошкольного возраста игра видоизменяется, совершенствуется.
Младший дошкольный возраст
1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные, т. к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.
2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». В играх дети используют и эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий.
3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко, т. к. этому необходимо специально обучать.
4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.
5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.
Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей. Этот переход проявляется следующим образом: сначала ребенок проявляет интерес к игре товарища, потом на короткое время включается в игру друга, а затем дети снова расходятся. Но дети в результате глубокого проникновения в жизнь взрослых начинают понимать, что она проходит в отношениях с другими взрослыми и желание воспроизвести их жизнь заставляет детей включить в игру своих друзей. Возникает необходимость организовать игру, которая включает несколько ролей, и потребность договориться о ходе игры с другими детьми.
Толчком к началу игры в младшем возрасте служит предложение взрослого или полученные впечатления. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.
Средний дошкольный возраст
1. В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.
2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.
3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонации). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.
4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.
Большая роль в организации игры принадлежит взрослым, но помощь должна быть ненавязчивой. Детям нельзя давать рецепты игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтов воспитатель помогает их разрешить.
Дети сами постепенно научаются управлять игрой, организовывать ее.
Старший дошкольный возраст
1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.
2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями [6, с. 12].
3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.
4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.
5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.
6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.
7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.
8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская. Режиссерская игра – это одиночная игра, но как бы впитывающая в себя опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам лишь передвигает их, придумывает происходящие с ними события. Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Например, сражение целой армии, имеющей генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков всадников, пушек, танков.
3. Развитие познавательных процессов в сюжетно-ролевой игре
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, восприятие, мышление, память и др.
В сюжетно-ролевой игре воображение ребёнка пользуется конкретными вещами ближайшего окружения как реальными носителями тех функций, которыми их наделяет ребёнок; ребёнок летит на воображаемом аэроплане, но реальный стул должен его замещать [3, с. 22].
В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой - пассажиром, третий - машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофёром, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.
Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. Ему попадается на глаза кукла - он начинает её укачивать; ему дают повозочку - он возит её взад и вперёд. В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает себе, что стул - это вагон или паровоз. Но затем, в игре с куклами, стул превращается в дом, и под ним удобно располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям.
В пределах увлекающего его сюжета игры дошкольник уже может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности. Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Отмечается, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при условии, если оно вызвало у них интерес. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает.
К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту [4, с. 81].
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего, в познавательных процессах - восприятии и мышлении.
Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.
Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.
Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюжетно-ролевые игры. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.
Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [5, с. 13].
Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и игровой деятельности. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
Таким образом, познавательные процессы активно развиваются в сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста. Поэтому сюжетно-ролевая игра может стать действенным средством познавательного развития дошкольников.
Заключение
В дошкольном детстве игра является важнейшим видом деятельности ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. В сюжетно-ролевой игре отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством познания ребё нком-дошкольником окружающего мира, она активизирует развитие всех познавательных процессов и под умелым руководством педагога может выступать в качестве инструмента формирования личности ребёнка. Правильно пользоваться этим инструментом – задача современного педагога.
Библиография
1. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М. : Академия, 1998.
2. Васильева М. О., Юнг Т. Развитие творческого потенциала дошкольника // Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – С. 9-11.
3. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.
4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. — 3-е изд., испр. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС – 2009.
5. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С. 12-15.
6. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10.