Василькова Татьяна Леонидовна
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития дошкольников является социализация.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества. Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу. Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе. Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация»
происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества»Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная социализация происходит уже вне дома.
Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Результат успешной социализации дошкольника ФГОС ДО
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
1-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
«Автобус» : исполнение различных дополнительных ролей при основных (водитель и пассажиры); «Зоопарк» : прогулка с ребёнком в зоопарк (сюжет про работников зоопарка относится к деловым играм); «Семья» : сюжеты с семейными праздниками, новосельем, ремонтом, встречей гостей, поход в театр; «Аптека», «Поликлиника» и т. д
2-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
Сюжетно – ролевая игра «Банк (отделение)»
Сюжетно – ролевая игра «Дом моды «Каприз»
3- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Сюжетно – ролевая игра «Воздушное путешествие. Аэропорт»
Сюжетно – ролевая игра «Редакция газеты. Праздничный выпуск»
4-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Сюжетно – ролевая игра «Телепередача «Шоу «Лучше всех!»
Сюжетно – ролевая игра «Телевидение. Выпуск новостей»
5-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
Снимаем кино» : режиссёрская игра с драматизацией знакомой сказки;
«Театр» (кукольный, теневой, музыкальный) : игра творческая, поскольку на импровизированной сцене участники игры разыгрывают представление;
«Ярмарка» : имитация народных гуляний с исполнением песен, танцев, частушек.
6-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад»
«Новый год в кругу семьи», «Ремонт в квартире», «Участвуем в субботнике», «Наши питомцы».
7-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Игра «Школа», сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Супермаркет». «Музей»; «Отель», «Санаторий»; «Парикмахерская»/«Салон красоты»; «Почта»/«Почтальон»;
8-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
«Полиция»; «Пожарные»; «Разведчики»; «Спасатели», «МЧС»,
«Морской поход», «Маша заблудилась», «Опасная находка», «Мама ушла в магазин», «Петушок подавился зернышком», «Погас свет» и т. д.
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.
Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе.
Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации.
Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно.
Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику.
И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.