Галина Рыжова
Технология организации педагогического образования родителей в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста является:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Публикация «Технология организации педагогического образования родителей в условиях ДОО» размещена в разделах
Основной задачей взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста является:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Основные принципы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребё нка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей)
в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность : при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями).
Следует выделить следующие направления работы с родителями :
Диагностико – аналитическое (форма работы – опрос, анкетирование).
Целью данного направления является выявление интересов родителей в образовании детей при посещении ДОО, сбор данных о семье воспитанника, его особенностях, интересах, например об организации правильного питания, о режиме в ДОО.
Просветительское (формы работы – экскурсия, собрание, стенд, публикация на сайте ДОО, публикация на сайте ДОО – электронная газета, публикация на госпаблике ДОО, папка – передвижка, памятка).
Целью данного направления является знакомство родителей с реализуемой в ДОО образовательной программы, с условиями пребывания ребенка в группе ДОО, с планами на учебы год по воспитанию и образованию детей, с планируемыми результатами развития актуальными для возраста ребенка, с информацией, мероприятиями, досугом.
Консультативное (форма работы – чек – лист, круглый стол, публикация на госпаблике ДОО (постер, квест, выставка совместного творчества, тренинг, папка – передвижка, педагогическая библиотека для родителей, конференция, встреча со специалистом, буклет, интервью, тематические вечера).
Целью данного направления является повышение компетенции родителей по взаимодействию с детьми, повышение уровня качества взаимодействия ДОО с семьями родителей, повышение компетенции родителей по патриотическому воспитанию и обучению детей на примере выставки совместного творчества: «Символы России», знакомство родителей с достопримечательностями нашего поселка Радищево, актуальными для возраста детей на примере буклета, предоставление дидактических материалов для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях по теме недели в ДОО на примере публикации на госпаблике ДОО. Знакомство родителей с представлениями их детей о родителе и желания совместного проведения времени на примере на примере родительского клуба : «Мой папа, самый лучший». Побуждение родителей к участию в образовательном процессе ДОО, через досуг на примере: «Краски осени», «Самым милым и любимым». Формирование представления о пользе семейного чтения и актуальных книгах для детей на примере изготовления самодельной книг, повышение уровня компетенций родителей по организации детского отдыха на примере анкетирования на тему: «Планы на Новогодние праздники».
В качестве оценочных характеристик диагностики организации педагогического образования родителей в условиях ДОО используются :
интересы, склонности, предпочтения;
личностные особенности;
специфика взаимоотношений ;
различные умения.
На основе полученных данных можно сделать выводы о создании психологической и педагогической оценки качества воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.