Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»

Олеся Ананьева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»

«Угадай смысл слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Цель: Развитие фонематического слуха, развитие зрительного восприятия. Работа с ядерным словом. Падежные конструкции.

Задачи:

1. Образовательная. Формирование и расширение смысловой стороны слова «рыба» и развитие валентности слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР „Угадай смысл слова“» размещена в разделах

2. Коррекционные. Развитие зрительного восприятия детей на основе упражнений на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие слуховой памяти.

3. Воспитательная. Воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Конспект занятия по формированию смысловой стороны слова

у детей старшего дошкольного возраста

Смысловая сторона слова «Рыба».

Организационный момент.

Детям предлагается звуковая модель двусложного слова (согл. тв., глас., согл. тв., глас.).

Воспитатель: Ребята, какие слова подходят к этой схеме?

(дети подбирают и называют слова, например: рука, нога, мама, вата и др.)

- Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции, развитие зрительного восприятия.

Воспитатель: Я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы.

(Задание детям могут предлагаться индивидуальные)

Воспитатель (показывает детям картинку с изображением недорисованной рыбы). Кто нарисован на картинке?

Дети: На картинке нарисована рыба.

Воспитатель (демонтирует детям картинку с изображением двух аквариумов, в одном из них плавает рыбка, другой пустой)

Кого нет во втором аквариуме?

Дети: Во втором аквариуме нет рыбы.

Воспитатель: (показывает детям картинку изображением рыб, две из них одинаковые). Кому мы нашли пару?

Дети: Мы нашли пару рыбе.

Воспитатель: (замутненное изображение рыбы). Кого мы увидели сквозь волны?

Дети: Мы увидели сквозь волны рыбу.

Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картинку через кальку). Кем вы любуетесь?

Дети: Мы любуемся рыбой.

Воспитатель (предлагает узнать предмет по нарисованному на бумаге контору из точек). О ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о рыбе.

Воспитатель: Кого или что можно назвать рыбой?

Дети: Есть рыбы, которые плавают в воде. Есть созвездие «Рыбы». Рыбой можно назвать человека. Существует позиция в домино с таким названием.

- Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Логопед называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

Образование родственных слов.

Воспитатель: А как назовем маленькую рыбу?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Назовите рыбу ласково.

(Дети дают ответ, если они затрудняются, можно попросить назвать рыбу ласково по аналогии: киса – кисонька, лиса – лисонька, рыба-).

Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине – глубина,

Там гуляла …

Дети: Рыбина.

Воспитатель: Как называется суп из рыбы?

Дети: Рыбный.

Воспитатель: А жир рыбы, какой?

Дети: Рыбий.

(Далее можно использовать картинки- подсказки).

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.

Воспитатель: Куда ранним утром пошел рыбачек?

Дети: На рыбалку.

Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?

Дети: Рыболовный.

Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?

Дети: Рыбацкий.

Воспитатель: Что делает на рыбалке рыболов?

Дети: Рыбачит.

Воспитатель: Мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: Всех этих слов не было бы без слова «Рыба».

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Воспитатель: Какие слова мы придумали сейчас?

Дети: Мы придумывали слова – действия предметов.

Воспитатель: Повторите слова – действия предметов со звуком [Р] и [Р] в названии.

(Дети называют слова)

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

(Дети «рисуют» глазами волну на стене, сначала в одну сторону, затем в другую).

То сожмутся, разожмутся,

(Частое моргание глазами)

То зароются в песке.

(Дети ищут глазами огонек от лазурного фонарика)

Динамическая пауза.

Игра «Море волнуется раз» .

(Играя в игру первый раз, дети изображают волны по одному, при повторном проигрывании море начинает штормить, поднимаются большие волны – дети встают в пары и все вместе изображают большую волну (упражнение на парное взаимодействие).

Воспитатель: А теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вниз!

(дети поднимают руки вверх).

Воспитатель: Поднять вверх правую руку, левую!

(дети опускают сначала правую руку, а затем левую).

Воспитатель: Похлопали в ладоши!

(дети топают ногами)

Воспитатель: Потопали ногами!

(дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Вытянулись вверх!

(дети присели на корточки)

Воспитатель: Руки назад!

(дети вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Поднять правую руку, левую!

(дети, опуская сначала правую руку, затем левую)

Воспитатель: Отойдете от своих стульчиков!

(дети подходят к своим местам)

Воспитатель: Встали!

(дети садятся)

Называние слов – признаков предмета. Слова «наоборот»

Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р’]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.

Дети: Красивая.

Воспитатель: Крошечная.

Дети: Огромная, громадная.

Воспитатель: Медлительная.

Дети: Быстрая, стремительная.

Воспитатель: Тихая спокойная.

Дети: Игривая, резвая, шустрая.

Воспитатель: блеклая, невзрачная.

Дети: Яркая.

Воспитатель: Одноцветная.

Дети: Разноцветная.

Воспитатель: Задиристая, боевая.

Дети: Осторожная.

Воспитатель: Какие мы называли слова?

Дети: Мы называли слова – признаки предмета.

Согласование прилагательного с именем существительным.

Работа над фразой.

Воспитатель: Рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные.

Воспитатель: В реке живут, какие рыбы?

Дети: Речные.

Воспитатель: А в озере?

Дети: Озерные.

Воспитатель: А в море?

Дети: Морские.

Воспитатель: А в океане?

Дети: Океанические.

Работа над многозначностью слова.

Воспитатель: Все рыбы очень разные, но у всех них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?

Дети: У всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.

Воспитатель: А зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?

(дети последовательно отвечают на вопрос).

Воспитатель: Но хвост есть не только у рыб.

(детям раздаются картинки, по мере называния на них понятия, ребята по очереди изображают движениями свой рисунок и подходят к таблице со словом «хвост», так дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).

Словесные логические задачи.

Воспитатель: Мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь, как известно, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Как вы понимаете эти слова?

(дети рассуждают, о чем эта пословица).

Воспитатель: Какие еще поговорки и пословицы вы знаете?

(дети приводят примеры знакомых выражений).

Воспитатель знакомит их с новыми, например: «Биться как рыба об лед»;

«Ни рыба, ни мясо»; «Как рыба в воде»; «Рыбак рыбака видит из далека»;

«Нем как рыба».

Развитие связной речи.

Воспитатель: Интересно, а что было бы, если бы рыбы вдруг заговорили?

(дети составляют рассказы о том, что произошло бы, если бы рыбы заговорили и что они рассказали бы нам).

Анализ занятия : Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? Мы сегодня образовывали родственные слова, название слов, обозначающих действия предмета.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 09:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД