халаманова
Конспект занятия в старшей группе «В гости к хантам»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к хантам»
Цель: воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).
Задачи:
1. Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
2. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;
3. Привитие интереса к национальным играм и традициям;
4. Воспитание товарищества и взаимопомощи.
3. Знакомство с обычаями и играми обских угров.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В гости к хантам“» размещена в разделах
Участники: старшая группа «Земляничка», «Ласточка».
Оформление: чум,фигуры хантыйцев.
Оборудование: свисток, обручи, фишки, эстафетные палочки, веревки.
Форма работы: эстафета.
Беседа о родном крае:
Воспитатель:
- Ребята, в каком крае мы с вами живём? Правильно, в Югре. В городе Сургуте.
-Чем богат наш край?
-Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же озерами, болотами и лесом. Богатство края – в его природных ресурсах. В лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. (иллюстрации «Природа родного края»).
-Как называются люди, которые освоили эти земли первыми?
-Правильно. Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством (рисунок с изображением коренных жителей Югры).
Сюрпризный момент:
Звучит хантыйская мелодия, из чума выходит хантыйка со своими детьми «Хантыйка Энны»
Хантыйка Энны :
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны,а это мои дети мы в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, и так и живут в лесу. Такое хантыйское хозяйство называется стойбище. (картинка стойбище)
Свои праздники ханты и манси назвали «Медвежий праздник», «Вороний день». А сегодня мы хотим пригласить вас на ежегодный праздник ханты «Праздник оленевода» На него съезжаются люди, чтобы показать свою ловкость, меткость, выносливость.
Сегодня мы с вами станем участниками этого праздника. Давайте разделимся на две команды: первая – команда ханты, вторая – манси.
Дети делятся на две команды и строятся в две колонны.
Воспитатель: Народы ханты, манси занимаются издавна разведением оленей. Первая эстафета – это гонки на оленьих упряжках, которыми управляют каюры. Задача соревнующихся от каждой команды вдвоем в одной «упряжке» (обруче) добежать до шеста, вернуться обратно и передать следующей паре обруч. Победит самая быстрая команда.
1-ая эстафета: двое детей в одном обруче от каждой команды добегают до шеста и возвращаются обратно, передают обруч следующим детям в команде.
По окончании подводятся итоги первой эстафеты.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что ханты и манси – ловкие охотники. Сейчас мы узнаем, в какой команде самые меткие и внимательные стрелки?
Вторая эстафета – это стрельба из лука, по-хантыйски называется «Пявсукохома». Задача соревнующихся от каждой команды выстрелить из «лука» (мяч) и попасть в цель (обруч). Засчитываются точные попадания.
2-ая эстафета: от каждой команды выходят «стрелки» и бросают мячи в цель (обруч).
Подводятся итоги 2-ой эстафеты.
Воспитатель: На празднике оленеводов ханты соревнуются в прыжках через нарты и называется соревнование «Хамунлухма». Давайте посмотрим, чья команда победит? Задача каждого члена команды перепрыгнуть через нарты (веревку, натянутую на полу).
3-ая эстафета: члены двух команд должны по одному перепрыгнуть через веревку.
Подводятся итоги эстафет.
Воспитатель: У ханты есть интересное состязание, которое называют «Перетягивание каната» На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону.
4-ая эстафета: «Перетягивание каната».
Подводятся итоги 4-ой эстафеты.
5-ая эстафета: «Игра с кольцами – Кусангюх»
«Бросание тынзяна на хорей».
Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Игра «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры
Хантыйка Энны : Большое вам спасибо за игру, нам с детьми было очень весело мы обязательно придём к вам еще.
Ведущий. Вот и подошел к концу наш праздник оленевода. Победили сильнейшие. Вы доказали, что вы смелые, ловкие, меткие ребята, как народы ханты и манси.