Получи документы

Веселые игры для язычка

Наталья Мишенина (Новикова)
Веселые игры для язычка
▼ Скачать + Заказать документы

Веселые игры для язычка

Методическая разработка

Автор-составитель: Новикова Наталья Викторовна

Содержание

Пояснительная записка

Игры и упражнения на развитие голоса

Самомассаж лица, губ, языка

Заключение

Литература

Пояснительная записка

…воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого.

К. И. Чуковский

Публикация «Веселые игры для язычка» размещена в разделах

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача всех заботливых родителей, вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша. По наблюдениям специалистов, число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы лечение ребенка и регулярные занятия с логопедом.

Цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.

Задачи: Развитие связной речи детей развитие диалогической речи.

Развитие словаря обогащение словаря за счет разных частей речи.

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников чистого и правильного звукопроизношения (упражнения и игры).

Формирование грамматического строя речи (правильное исправление детской речи, дидактические игры, лексические упражнения)

Игры и упражнения для развития голоса

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама кошка и котенок.

Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК ТАК, ТИК ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик так, тик так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК»«тук», «Колокольчик» («ДИНЬ ДОН»«динь дон»).

Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки, нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би би и и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг скок, прыг скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг скок, прыг скок, прыг скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик вжик) – ребром ладони водите по столу вперед назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой

Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Три медведя

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки ( например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле еле еле еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

Самомассаж лица, губ, языка

Смешная песенка

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю».

Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б Б Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться.

Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

Любопытный язычок

Скажите малышу, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта.

Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

Предложите малышу повторить это упражнение.

Накажем непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать.

Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…»

Предложите малышу повторить упражнение.

Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем.

Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «Пя, пя, пя.»

Предложите малышу повторить это упражнение.

Заключение

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит с помощью игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования маленького человека.

Игра и упражнения являются практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Литература

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб. : Детство пресс, 2004.

2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб. : Детство пресс, 2000.

3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М. : Айрис пресс, 2004.

4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М. : Сфера, 2005.

5. Жукова О. С., Балабанова В. П. Как помочь ребенку? – СПб. : Нева, 2004.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000.

7. Краузе Е. Н. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. – СПб. : Корона принт, 2004.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Красанд, 2010.- 2016с.

9. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М. : Айрис дидактика, 2005.

10. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. : Корона принт, 2005.

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Веселые игры для язычка
Опубликовано: 14 января 2014 в 16:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Веселые игры для язычка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мишенина (Новикова) (УИ 164574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД