Елена Устинова
Влияние современных игрушек на личностное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад посёлка Солидарность
Доклад для родителей:
«Влияние современных игрушек
на личностное развитие ребенка»
Подготовила:
педагог – психолог
Устинова Е. А.
Февраль 2019
Публикация «Влияние современных игрушек на личностное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд №1 Изобилие детских игрушек на прилавках магазинов не может не радовать: товары для игр на любой вкус и цвет, возраст и размер кошелька. Стоит воскресить в памяти скудный ассортимент детских магазинов 20-летней давности, как желание "дать ребенку то, чего я сама не имела в детстве" побеждает все доводы и аргументы. Купить полезную и интересную для ребенка игрушку сегодня не проблема, но наткнуться на откровенно опасную, к сожалению, тоже.
Слайд №2 Если раньше «деревянные» игрушки вызывали бурную фантазию, то сейчас детям от игры становится скучно. Ну что можно сделать с навороченной куклой или машинкой? Сто раз нажать на все кнопочки подряд и полюбоваться яркими огоньками? Послушать одну и ту же мелодию и вытащить из игрушки батарейки? Довольно быстро дети насыщаются подарком и начинают требовать что—то новое. Родители идут у них на поводу, покупая все новые и новые игрушки. Их количество растет, а чадо требует еще, так как с этими уже скучно. И игрушки просто валяются по комнате захламляя собою дом. Нет любимых и дорогих сердцу игрушек. Нет игрушек, вызывающих желание придумать игру и поиграть ими.
А раньше как было? Игрушек было не так уж и много, по сравнению с сегодняшними мерками. И они были простые. Эта простенькая вещица провоцировала мозг ребенка на креатив, заставляла придумывать интересные игры. Малыш проявлял активность, а не просто пользовался технической новинкой.
А сейчас как? Да, красиво. Да, необычно. Да, ново и уникально. Но не очень интересно и весело. Нет желания играть этой игрушкой вновь и вновь. Даже сложные конструкторы попали в немилость детским психологам. Конечно, из одних и тех же деталей можно собирать кучу разных моделей. Казалось бы, нет предела ребячьей фантазии. Но современные конструкторы до того хороши и красивы, что сами родители запрещают своим деткам без конца собирать и разбирать уже готовую поделку. Так и стоят самолеты, роботы, машины, животные на полочках и красуются. А ребенок получил удовольствие от этого конструктора лишь один раз, что прискорбно.
Разумеется, об абсолютном вреде современных игрушек для детей речь не идет. С помощью игр малыши развивают мелкую моторику, тренируют память, изучают окружающий мир, развлекаются, обучаются бытовым навыкам, социально адаптируются. Да, сейчас потребителями «рулит» мода. Детки и их родители ведутся на яркую упаковку, на дорогущие бренды, на популярность тех или иных игрушек. Это нормально. Не играть же современным детям теми куклами и машинами, которые с восторгом прижимали к груди их родители!
Слайд №3 Кислотная атака
Отличительная особенность большинства современных игрушек - яркие кричащие цвета. Психологи уже много лет напоминают о том, что разнообразные кислотные цвета окраски детских игрушек действуют как раздражающий фактор, пагубно влияя на сенсорику ребенка, делая его нервным, агрессивным и рассеянным.
Слайд №4. Электронные интерактивки-манипуляторы
Многие родители, увидев на прилавках "детские" компьютеры, мобильные телефоны и прочие игрушки с электронными функциями, считают, что именно эти товары способны стимулировать развитие ребенка. Дело в том, что такие игрушки являются своеобразными манипуляторами: ребенок просто следует однозначным подсказкам, выполняя те или иные действия и получая статичный результат. Такие игрушки ни в коем случае не заменяют развивающие игры, они не стимулируют фантазию и творческое мышление. Такие товары подходят всего лишь для редкого времяпрепровождения, но никак не для регулярных игр.
Слайд №5. Многофункциональные игрушки "три в одном"
Слоник с вмонтированным калькулятором на брюшке и с телефонной трубкой на спине, или гигантское насекомое с колесиками вместо ножек и музыкальными клавишами вместо крылышек - оригинальные, на первый взгляд, многозадачные игрушки являются разрушителями детской психики. Все дело в том, что миссия "совместить несовместимое" совсем не развивает творческое мышление ребенка, а просто искажает его восприятие действительности, деформируя ещё хрупкий эмоциональный и чувственный фон.
Слайд№6. Игрушечные музыкальные инструменты
Красочные миниатюрные гитары, пластмассовые барабаны, компактные синтезаторы-пищалки - игрушки, имитирующие музыкальные инструменты, совсем не соответствуют их строению и звучанию. Многих родителей успокаивает мысль, что с помощью таких игрушек они приобщают своего ребенка к утонченному миру музыки. Но не тут-то было! Опытные педагоги настойчиво утверждают, что такие "инструменты" не просто создают у ребенка ошибочное представление о музыке, но и нарушают его музыкальный слух.
7. Тренажеры для макияжа и причесок
Игрушка для девочек, представляющая собой женскую голову и набор косметики и различного парикмахерского инвентаря - звучит жутко, да и выглядит не лучше. Начнем с того, что сама суть игры, которая заключается в украшении косметикой блеклого лица куклы, несет в себе неправильный посыл, а именно - скрытое неприятие ребенком своей внешности, которая дана ему от природы. К тому же игра с оторванной от туловища головой в натуральную величину выглядит противоестественно и даже удручающе.
Слайд №8. Недетская сексуальность детских игрушек.
Покупая ребенку банальную куклу, обратите внимание на её внешний вид: макияж, одежду, обувь. Красные пухлые губы, кричащий мейк-ап, экстремально короткие юбки, латексные топы, туфли на огромной платформе - по мнению психологов, это провоцирует раннюю сексуальность ребенка, что негативно сказывается на его психическом развитии.
Слайд №9 Куклы – гермафродиты.
В Челябинске в продаже были обнаружены куклы-гермафродиты. Они имели лица девочек и тела мальчиков. Подобные игрушки негативно сказываются на нервном и психическом здоровье ребенка. Куклы с двойственными половыми признаками могут стать причиной возникновения в будущем нервных расстройств и сексуальных отклонений, поскольку именно в 2–3 года у ребенка начинает формироваться самоидентификация. Кукла мальчик-девочка может негативно сказаться на этом процессе.
Слайд №10. Барби, Бэтмены и прочие супер-герои и героини.
Стройные пластмассовые красавицы с шикарными волосами, "бриллиантовыми" колье, многоэтажными замками и розовыми кабриолетами атакуют с витрин магазинов детское воображение девочек. Мускулистые и непобедимые Бэтмены и Спайдермены, со сверхчеловеческими умениями и "накачанными" торсами становятся самыми желанными игрушками мальчиков. Все это было бы весело, если бы не было так грустно. Подобные игрушки совершенно очевидным образом провоцируют у ребенка скрытое чувство зависти, а никак не стремление стать красивее, сильнее и успешнее, как наивно полагают некоторые родители.
Слайд №11. "Высокотехнологичное" оружие и грозные роботы-трансформеры
Агрессивная суть таких игрушек, скрытая под ярким "фантиком" технологий будущего в стиле фэнтези - это слишком банальный и заезженный аргумент, который, к сожалению, уже давно не действует на современных родителей. Если углубиться и рассмотреть влияние таких товаров на детскую психику более детально, то можно узнать, что ребенок, подсознательно имитирующий черты и повадки своей игрушки-робота, становится замкнутым и неприветливым. А различные шумовые и световые эффекты космических бластеров и лазерных автоматов действуют как внешний раздражитель, становясь причиной детской рассеянности, нервозности и неконтролируемой агрессии.
Слайд №12. Маски, атрибуты.
Хочется выделить в отдельную категорию такие игрушки, как маски, различные атрибуты для игр, с изначально заложенной в них агрессией. Ребёнок, одевая такую маску, сразу «одевает» на себя злость, агрессию. Он даже не задумывается, зачем ему это надо. Он же динозавр с зубами и злой. Таким образом, мы провоцируем ребенка, сами «взращиваем» в нем эти качества. Потом мы задумываемся, почему мой ребенок не умеет играть с другими детьми и не слушает меня?
Слайд №13. Страшилки и кошмарики
Острые зубы, когти, огромные от ужаса глаза, - ни в коем случае не допускайте ребенка к так называемым куклам-монстрам. Игрушки, символизирующие страх, ужас, пусть и сказочный, очень прочно "врываются" в ещё слишком восприимчивый внутренний мир ребенка, наполняя его всевозможными устрашающими образами, а в результате - психическими проблемами. В итоге - вместо психотерапевтического влияния такие игрушки наградят ваше чадо самыми разнообразными фобиями и страхами.
Слайд №14 Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте, пониманию и сопереживанию. Игрушки закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла. Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности. Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие, агрессию, жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки, а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.