Получи документы

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

Светлана Сидорина
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей»

Главная задача педагога в области развития речи детей– помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» размещена в разделах

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы одним словом, а иногда и просто движением головы. Нелегко вызвать у детей фразовую речь. Для выражения своих мыслей дети используют в основном существительные и глаголы, мало используют прилагательные, наречия, не всегда используют предлоги, местоимения.

Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорит в основном воспитатель, мало говорят дети, т. е отмечается низкая речевая активность. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками, взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

В своей работе мы используем разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.

2. Использование пословиц, загадок, поговорок.

3. Чтение художественной литературы.

4. Использование русских народных песен и танцев.

5. Проведение русских народных игр.

6. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

7. Применение игрушек и изделий народных промыслов.

8. Представление кукольного театра.

9. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок

В течение года большое внимание уделяем знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбираемв соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Знакомство с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значения слов, которые дети услышат в потешке.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Водичка, водичка

Умой мое личико…»

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать : «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…», «Бай, бай, бай, ты собачка не лай…»

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» учит заботиться о других.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени дается в сказках. Цель сказки заключается в словах «В сказке ложь, да в ней намек –добрым молодцам урок.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок играют важнейшую роль в развитии речи детей.

Работу по развитию речи детей через устное народное творчество проводим в тесном контакте с родителями. Подготовила и провела для них консультацию «Значение устного народного творчества в развитии речи детей», родительское собрание «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста», папку-передвижку «Развитие речи : игры в кругу семьи»

Подготовила стендовый доклад на тему: «Фольклор как средство

духовно-нравственного развития детей»

Заключение:

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством че-ловеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения

Систематическая организация работы способствует:

- развитию речи;

- умению внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 15:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД