Салми Махмудова
Занятие по закреплению знаний детей о воде «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода и её свойства»
Цель: Формировать конкретные представления о свойствах, формах, видах воды в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обучающая.
Закрепить знания детей о свойствах воды через проведение исследовательской деятельности.
2. Развивающая.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
3. Воспитывающая.
Публикация «Занятие по закреплению знаний детей о воде „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к воде, к оборудованию для проведения опытов.
Продолжать воспитывать желание познавать явления окружающей действительности.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, ложки, емкости разной формы, сахар, лимон, краски, кисточка, палочки, вата, воронка, растительное масло, салфетки, белые халаты, слайды на тему: «Вода», кувшин с водой.
Организация детей : Дети заходят в группу.
Ход занятия:
Восп-ль. - Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).
Дети садятся полукругом, перед экраном.
Восп-ль: Ребята, а сейчас мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Загадка:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Восп-ль. Правильно, мы будем говорить о воде.
Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы не было воды?
(Ответ детей)
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Восп-ль - У воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят
эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами станем учёными и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства, а помогать нам будут ассистенты.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Восп-ль: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:
1. Работаем в тишине;
2. Соблюдаем правила безопасности;
3. Обращаемся друг другу за помощью;
4. Внимательно следим за результатом опыта;
5. Закончив наблюдение, делаем вывод.
(Дети рассаживаются за столы.)
Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода?
Восп-ль. - Для этого возьмем узкую емкость и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую емкость. Форма, которую принимает вода, все время изменяется, в зависимости от того сосуда, в котором находится.
Вода – жидкость.
Вывод: вода не имеет формы (дети)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Восп-ль. - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет?
(Ответ детей)
Вывод: Вода прозрачная (дети).
Восп-ль. –Давайте докажем, что вода бесцветная, добавим в воду краску. Что произошло?
(Ответ детей)
Восп-ль, - Какой вывод из этого следует?
Вывод: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, какое вещество в неё добавлено (дети).
Опыт 3. Имеет ли вода собственный запах?
Предложить детям определить, есть ли у воды запах.
Дети нюхают стакан с простой водой, затем предложить размешать в воде с соком лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: у воды нет запаха (дети)
Опыт 4. Имеет ли вода вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Восп-ль. - Что изменилось?
(Ответ детей)
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная (дети).
Физкультурная минутка.
Восп-ль - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Восп-ль. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт 5. Растворимые и нерастворимые вещества.
Предложить детям насыпать в стакан с водой и перемешать песок
Восп-ль. Растворился ли песок?
Затем предложить положить в воду сахар и перемешать.
Восп-ль. Растворился ли сахар?
(Ответ детей)
Вывод: Одни вещества растворяются в воде, другие – нет (дети)
Восп – ль - Ребята, давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло.
Восп-ль. Что же мы видим?
(Ответ детей)
Можно пить такую воду и почему?
(Ответ детей)
Восп – ль - Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
(Ответ детей)
Восп- ль - А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
(Воспитатель показывает, как сделать фильтр.
Затем, как его установить в баночку).
Восп – ль - Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду осторожно, по не многу, лить масляную воду в банку с фильтром.
Восп – ль - Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду.
Какая она стала?
(Ответ детей)
Восп – ль - Куда же делось масло?
(Ответ детей)
Восп – ль -Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стулья.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это пресная вода? Что вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без соли. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможною.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке.
И в заключении нашего исследования, послушайте стихотворение
(на экране слайды о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Ребё нок: Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода! (все вместе)
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Заключительная часть:
Восп- ль - Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами : (какими)
(Ответ детей)
- вода прозрачная
-у воды нет запаха
-вода не имеет вкуса
- одни вещества растворяются в воде, другие – нет
Что, вас больше всего за интересовала в нашей научной лаборатории?
(Ответ детей)
Восп- ль - Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.
Давайте скажем до свидание нашим гостям!