Татьяна Картузова
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального самообразования на тему:
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Индивидуальный план самообразования на год
Воспитатель : Картузова Т. А.
Тема по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Цель:
Публикация «„Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
выявить и изучить значимость русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблемам воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
2. Разработка и применение на практике методов и приемов по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
3. Самоанализ и систематизация опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей.
Актуальность:
Реализация ФГОС дошкольного образования по направлению художественно-эстетического воспитания дошкольников и развития у них нравственных качеств личности посредством русских народных сказок.
Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действия сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребенку. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание. В детстве идет закладка основ личностных качеств, поэтому так важно воспитывать нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и с этой задачей можно справиться благодаря русскому народному творчеству посредством сказок.
Сказки способствуют воспитанию нравственных качеств, внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, помогают развить чувство сопереживания и сострадания, чувственности, эмоционального восприятия услышанного, развивают фантазию.
В целом воспитание сказкой способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, формированию гармонично развитой личности, помогает в доступной форме осуществить передачу опыта предыдущих поколений, патриотическому воспитанию.
В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные качества личности, формируются этические представления, вырабатываются навыки социокультурного поведения, уважения к старшим, чувство ответственности, желание дружить, понимание справедливости.
Так как, в наше время в современном обществе зачастую происходит искажение представления о нравственных качествах, о добре, о милосердии, о справедливости, перенасыщение информационными технологиями – то и возникает необходимость воспитания нравственных качеств у детей посредством их приобщения к литературному творчеству.
Для решения этих задач призваны помочь сказки : они обладают способностью формировать основы нравственности, воспитывать слушателя, способного испытывать сострадание, побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, помогают понять мотивы поведения героев.
Через восприятие моральных ценностей продемонстрированных в литературном произведении у детей раннего возраста начинает формироваться характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективным при использовании сказки, как педагогического средства, если эта работа будет осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 1 год
Предполагаемые результаты:
В результате проведенной работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок произойдет :
разработка и внедрение на практике методов и приемов воспитания нравственных качеств посредством русских народных сказок;
внедрение технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»;
развитие личностных нравственных качеств у дошкольников : дружеских, партнерских, коммуникативных навыков;
развитие связной речи, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих способностей детей (навыки имитации, эмоциональный настрой, проговаривание, мимическая выразительность);
развитие психологических процессов: мышление, память, речь, внимание, сострадание, воображение, фантазия;
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации Предполагаемые результаты
Профессиональное Изучение методической литературы по теме;
Изучить методику Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и внедрить в образовательный процесс;
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. Сентябрь-август
Разработка методики по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. постоянно Применение полученных знаний на практике
Методические подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; Сентябрь-ноябрь Повышение качества воспитательного процесса;
создание методического материала по теме самообразования;
внедрение новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
постоянно
изучение передового педагогического опыта по теме;
постоянно
систематизация и обобщение опыта по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств в дошкольников.
Июль
консультирование родителей о роли художественной литературы в воспитании и развитии детей;
Регулярно
проведение открытого занятия для коллег; Апрель
выступление на педагогическом совете ДОУ с обобщением опыта по теме самообразования Август
Информационно технологические технологии использование ИКТ и внедрение их в учебный процесс.
размещение информации по теме самообразования на персональном сайте. регулярно
регулярно
Повышение качества учебного процесса
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы работы Задачи Содержание работы
1-й этап-
Организационно-подготовительный
(сентябрь-ноябрь) Подборка и изучение программно-методической литературы, изучение опыта педагогов-практиков -постановка цели, задач
-подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов
2-й этап-
Диагностический
(декабрь-февраль) Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.
Формирование банка данных об уровне родительской компетенции. Диагностика эффективности проводимых мероприятий в воспитании нравственных качеств у детей;
анкетирование родителей.
3-й этап-
Практический
(март-апрель) Определение содержания работы по развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок -разработка игровых занятий;
-выразительное чтение литературных произведений;
- знакомство с инсценировкой сказки;
-формирование у детей интереса, желания участвовать в инсценировке;
-подготовка атрибутов, кукол, костюмов, масок, наглядного материала, презентаций;
- оформление папок-передвижек;
- составление конспектов занятий;
- подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами
4-й этап-
Обобщающий
(июль-август) Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов Оформление и описание результатов работы. Обобщение опыта.