Получи документы

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения

Елена Прохорова
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения».

Какова необходимость работы в данном направлении?

Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Всё это может тормозить процесс приобретения детьми коммуникативных и речевых умений и навыков.

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров к концу дошкольного возраста : ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности».

Политика в области образования диктует требования к организации обучения, направленного на развитие способностей детей, включая коммуникативно-речевые.

Педагоги, психологи, ленгвисты утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

В детском саду создаются условия для формирования у детей правильного произношения. В настоящее время на Образовательную программу выделяют субвенции, что способствует насыщению микро и макро среды детского сада и группы методическими пособиями и литературой, дидактическим материалом по данной проблеме.

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители. Культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, речевые игры и упражнения - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей. А это требует поиска новых форм работы с родителями.

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.

Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К пяти годам ещё не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих. Поэтому работе над этими звуками должно уделяться большое внимание в старшем дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский в своих работах говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей и уделять внимание её чистоте и правильности»

Таким образом, возникла необходимость в поиске средств, для устранения недостатков и совершенствования речи детей.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра, т. к. игра - ведущий вид деятельности ребёнка и самый эффективный метод воздействия на него. Дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития детей дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. С. Сохина, А. М. Шихнаровича, Д. Б. Эльконина. Д. Б. Эльконин подчё ркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующие усвоения языка грамматики и связанной с ней орфографии».

Исследования Г. П. Беляковой, Г. А. Тумаковой, Ф. А. Сохина были нацелены на то, чтобы сформировать у детей понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Эти исследования показали, что осознание звукового состава слова и словестного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой к успешному школьному обучению.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:

воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Определила задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Провести диагностику по определению уровня звуковой культуры речи детей старшей группы

3. Систематизировать дидактические игры и упражнения по звуковой культуре речи, доступные детям 5-6 лет

4. Повысить интерес детей к дидактическим играм и упражнениям по звуковой культуре речи

5. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи

6. Оценить эффективность дидактических игр и упражнений как средства развития звуковой культуры речи детей

Выдвинула гипотезу, которая состоит в предположении того, что звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста будет развиваться успешно, если систематически и грамотно реализовывать дидактические игры и упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи.

Работу по воспитанию у детей правильного произношения я проводила поэтапно.

На подготовительном этапе я изучала и анализировала психолого-педагогическую литературу. В результате работы с литературой:

-мной были выделены основные направления работы по звуковой культуре речи детей :

основными направлениями работы над формированием звуковой культуры речи являются: развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к произношению звуков, развитие фонематического слуха, элементов звукового анализа слов, выработки интонационно-эмоционально-выразительной речи;

- изучены показатели по обследованию звуковой культуры речи детей разных авторов : О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной, М. Ф. Фомичёвой. ;

- определены формы работы с родителями.

В начале учебного года, я отметила, что дети за лето подросли, окрепли, стали более общительными. Наблюдая за детьми на занятиях, в играх обращала внимание на громкость, темп речи, чёткость и ясность произнесения слов, фраз, на правильное произнесение звуков. Провела диагностику, которая показала, что большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Объясняется это возрастными особенностями детей, т. к. такие звуки как: ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь наиболее поздно появляются в речи детей. И при правильно организованной работе по отработке данных звуков эти недостатки исчезают.

Для того, чтобы работа по воспитанию правильного произношения проходила в системе, мной был разработан перспективный план, с указанием дидактических игр и упражнений для каждого конкретного звука.

Работу по изучению каждого звука выстраиваю по определённому алгоритму (слайд с этапами)

Артикуляция звука характерна для работы в младших и средних группах. В старшей же группе работа над всеми звуками начинается со второго этапа: - произношение изолированного звука.

Например, при уточнении произношения звука ш организую игру «Лес шумит». Предлагаю детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «ш-ш-ш».

Следующий этап:

- Упражнение в произношении звука в словах. Организую игру «Угадай, что в руке». Сзади в руку ребёнка даю один из рассмотренных ранее предметов. Ребёнок на ощупь определяет и называет предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик).

Следующий этап:

- Упражнение в произношении звука во фразовой речи. Например, организую игру «Тишина». Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и говорят: «Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети убегают от водящего, пойманный ребёнок придумывает и говорит слово со звуком ш.

В занятия с детьми включаю специальные упражнения на дифференциацию пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, упражняя детей, таким образом, в различении свистящих, шипящих, сонорных, а также твёрдых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Это такие упражнения как «Отгадай на ощупь», «Комары и осы», «Эхо», «Едем, летим, плывём» и т. д.

Включаю упражнения, где дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию (дом – сом, рак – мак, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

Ты, лисичка, где была? На лугу цветы рвала.

Ты, лисичка, где гуляла? Я цветочки собирала.

При этом предлагаю ребёнку изменить громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Предлагаю детям произносить придуманные ими скороговорки или двухстишия с различной степенью громкости (шептом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Продолжаю работу, направленную на развитие речевого дыхания: дети выполняют задания на протяжное произнесения гласных, и фрикативных звуков «с», «ш», на произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов, сдувание снежинок. Специальные упражнения побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.

Планирование работы по звуковой культуре речи, таким образом, помогает мне оказать детям старшего дошкольного возраста помощь в овладении всеми звуками родного языка. Если какие-то программые задачи остаются нерешёнными, ознакомление со звуками, звуковым составом слова осуществляю вне занятий: утром, на прогулке, в вечерние часы как в индивидуальной работе, так и подгрупповой.

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители. Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов, требующая новых форм взаимодействия с семьёй. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме правильного произношения у детей пригласила родителей на открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в город «Звукоград». Провела консультацию «Условия формирования у детей правильного звукопроизношения в семье», провела мастер-класс для родителей, где я использовала несколько коротких словесных игр и упражнений, интересных и доступных для повторения дома.

Эффективной формой оказалась участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды и презентация родителями своего опыта работы с детьми.

В результате проведённой работы для детей создана развивающая среда для совершенствования звуковой культуры речи детей :

- приобретены игрушки и настольные игры;

- изготовлены атрибуты и подобраны упражнения;

- создана картотека основополагающих артикуляционных упражнений в картинках для самостоятельной деятельности детей.

Для педагогов:

- обобщён опыт работы по теме «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения»;

- разработан перспективный план работы по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста;

- определён алгоритм работы со звуком;

- создана картотека дидактических игр и упражнений

На заключительном этапе провела итоговую дигностику, которая показала следующие результаты:

- в основном, все дети овладели произношением всех звуков родного языка; – у них достаточно развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание;

- развивается фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Сравнительная диагностика показала, что увеличилось количество детей с высоким уровнем на 38%. Снизилось количество детей с низким уровнем на 32%. Они стали более активными, повысился интерес к дидактическим играм. Их ответы стали более полные, содержательные, точные, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Считаю, что это достигнуто за счёт систематической и планомерной работы с детьми.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия через дидактические игры Каждый день ребенок открывает для себя что – то новое, сталкивается с многообразием красок, форм в окружающем его мире. Все то, что его.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,.

Презентация «Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В дошкольном.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые дидактические игры Перспективный план работы по развитию речи через речевые дидактические игры СЕНТЯБРЬ «Японская печатная машинка» Совершенствовать фонематический.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Высшая форма чистого мышления заключается в математике» Платон. «Система работы: развитие элементарных математических представлений у.

Упражнения по подготовке речевого аппарата для правильного произношения конкретных звуков Младший дошкольный возраст Игра «Слушаем слова» Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Договоритесь с ребёнком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения
Опубликовано: 14 марта 2018 в 20:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД