Получи документы

Познавательно-игровой краткосрочный проект «Вот какие крошки… Это же матрешки!»

Мартыненко Юлия
Познавательно-игровой краткосрочный проект «Вот какие крошки… Это же матрешки!»

Познавательно-игровой краткосрочный проект

для детей среднего дошкольного возраста

Автор: воспитатель

высшей категории

Мартыненко Юлия Викторовна.

2021 год

Актуальность проекта

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер,1970)

Публикация «Познавательно-игровой краткосрочный проект „Вот какие крошки… Это же матрешки!“» размещена в разделах

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».

Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Не стоит забывать, что «Матрешка» – это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.

В настоящее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку – «Матрешку».

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна

из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая

известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление

матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда

главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше –

ниже. Проект «Вот какие крошки. …Это же матрешки поможет познакомить детей с русской игрушкой через игры и познавательные занятия.

Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток

знаний о русской народной игрушке - матрёшке.

Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и

откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно

играть с матрешками?

Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации:

рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть

картинки и фотографии с матрешками и т. д.

Цель проекта : Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках.

Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской

национальной игрушки матрёшки.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;

2. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;

3. Познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).

4. Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное.

Тип проекта :

Краткосрочный : 1 неделя

Групповой

Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;

Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;

Число участников проекта : дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;

Сроки проведения:

Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)

Тематическое поле: Формирование первичных ценностных представлений

Продукт проекта :

Альбом «Матрешки» / лэпбук «Матрешки»

Формы и методы работы с дошкольниками:

1. Непосредственно-образовательная деятельность;

2. Художественное творчество;

3. Чтение художественной литературы; чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций; беседы, ситуативные разговоры с детьми;

4. рассматривание иллюстраций с изображением матрешек;

5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Ожидаемый результат

1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

2. Разучивание простейших элементов росписи.

3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.

4. Научить различать особенности разных матрешек.

5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Этапы реализации проекта «Вот какие крошки. …Это же матрешки

I этап - подготовительный

Определение цели и задач проекта; Разработка плана реализации проекта;

Подбор методической литературы для реализации проекта;

1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки.

2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.

3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д. 4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве: Загорской,

Семёновской, Полхов-Майданской матрёшках, авторских матрёшках;

5. Изучение литературы, посвященной теме русской матрешки.

6. Подборка различных заданий для оформления альбома «Матрешки»

II этап – основной

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательное развитие

«Русская народная игрушка - матрёшка» Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи

Беседа с детьми «История русской матрешки»

«Из чего сделана Матрешка» Экспериментирование - познавательная деятельность

ФЭМП «Матрешка в гостях у ребят»

Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки»

Презентация «Русская матрешка»

Загадки о матрёшках

Рассматривание альбома «Матрёшки»

Художественно - эстетическое развитие.

Рисование - «Такая разная матрешка»

Лепка «Хоровод матрешек»

Аппликация - «Русская матрешка»

Музыкальное занятие «Матрешки»

Кукольный театр «Матрешка и Капризка»

Речевое развитие.

Конспект НОД «В гостях у матрешки»

Стихи и частушки о матрёшках, загадки

Социально - коммуникативное развитие

Картотека дидактических игр: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"

Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»

Физическое развитие

Русские народные игры: «Колечко», «Лапти», «Карусель»

Физкультурное развлечение «В гостях у матрешки»

Физкультминутки «Матрешки»

Работа с родителями (законными представителями)

Консультация «Матрешка – детская развивающая игрушка»

Буклет «Русская матрешка»

Консультация «Как правильно играть с матрешкой»

Консультация «О пользе матрешки»

III этап – заключительный (результат).

Итоговое мероприятие: Физкультурное развлечение «В гостях у матрешки»

Вывод:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе «Ах, эти крошки — русские матрешки!»Фотоотчет о конкурсе «Ах, эти крошки — русские матрешки!» Хотелось бы поделиться фотоотчетом нашего Дома Детства и юношества конкурса творческих работ "Ах, какие крошки - русские матрешки!" Матрешка.

Конспект НОД в первой группе раннего возраста «Мы — матрёшки, вот какие крошки» Цели: Познакомить детей с самой известной русской народной игрушкой-матрёшкой. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить действовать.

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группеКраткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Проект «Цветы» (средняя группа) Воспитатели: Павлова Виктория.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летКраткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство»Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство» Пояснительная записка. Задачи проекта: развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки; развивать эмоциональную.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет.Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет. Актуальность темы проекта: Формирование основ экологической культуры происходит в дошкольном возрасте. Воспитанники любят наблюдать за окружающей.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Огород на окне» .

Краткосрочный весенний познавательно-исследовательский проект. «Садовые первоцветы»Краткосрочный весенний познавательно-исследовательский проект. «Садовые первоцветы» Краткосрочный весенний познавательно-исследовательский проект. «Садовые первоцветы».[/b] Цель:Сформировать у детей знания о первоцветах,.

Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани»Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани» Проект в подготовительной группе. Тема проекта: «Весна шагает по Кубани.» Тип проекта: краткосрочный, познавательно-игровой, творческий.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-игровой краткосрочный проект «Вот какие крошки… Это же матрешки!»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 10:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД