МААМ-картинки

Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей

Анна Курманова
Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей

Все мы на протяжении длительного времени работаем с детьми. Как всем нам известно, все дети разные: у кого-то есть определённые таланты, у кого-то их нет. Порой, у некоторых воспитанников таланты скрыты, и для того, чтобы их выявить, необходимо приложить определённые усилия. Задача выявления одарённых детей непростая и стоит она не только перед воспитателем, но и перед всей дошкольной организацией в целом. Принимать участие в самом процессе по выявлению одарённых детей, а так же в дальнейшем их сопровождении, должны воспитатели, узкие специалисты ДОО и, конечно же, родители.

Публикация «Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский писал:

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Я полностью согласна с его словами. Если мы, взрослые, не приложим свои усилия к тому, чтобы тот или иной талант ребёнка развивался и двигался в нужном направлении, то он, просто-напросто прекратит своё дальнейшее развитие.

Но, давайте, для начала разберёмся, что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной, повседневной жизни «одаренность» является синонимом «талантливости». По сути, определения «одарённый ребёнок» и «талантливый ребёнок» имеют одно и то же значение.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Именно поэтому, одаренные дети – это звездочки на дошкольном небосклоне. Каждый из них имеет целый ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, а так же, отличаются отличной памятью. Целеустремлённость таких детей помогает им принимать активное участие во всевозможных мероприятиях, проводимых в ДОО и за пределами ДОО. Одарённых детей характеризует внутренняя мотивация. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобразительностью, сохраняют в жизни и в обучении элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Они сами должны дойти до той нужной позиции ответа, высказать свою точку зрения, при этом построив цепочку последовательных шагов, с помощью которых был получен тот или иной результативный ответ. Это одна их основных черт, которая видна сразу и, которая, в свою очередь, показывает отличительную черту между детьми.

Именно по этой причине, их нужно всячески поддерживать, стараться заинтересовать, предложить то или иное задание, которое непременно привлечёт внимание данного ребенка и он, просто-напросто, не сможет отказаться от его выполнения, тем самым, сможет в той или иной степени, способствовать углублению развития своих способностей. Особенно стоит определиться с основной целью, которая должна включать в себя именно тот элемент сложности и необыкновенности задания, который, в свою очередь, привлечёт внимание ребёнка и разбудит в нём именно тот самый, нужный «огонёк» заинтересованности.

Выявить одаренных детей можно различными путями. Самый доступный для педагога ДОО – это метод наблюдения. Данный метод является одним из наиболее распространённых в практике педагогов дошкольных организаций.

Участниками образовательного процесса в дошкольной организации по выявлению одаренных и талантливых детей являются :

- Воспитатели (творческая и техническая одаренность)

- Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность)

- Родители.

Всем нам хорошо известно, что большую часть времени дети проводят именно с работниками (педагогами) ДОО, но без участия родителей в данном процессе становления и развития одарённых личностей, ничего не получится. Невозможно развивать данную способность только односторонне. Роль родителей в данном процессе, является немаловажной. Педагоги ДОО могут лишь помогать и направлять ребёнка (после выявления способностей в той или иной области, а основную «работу» по развитию и становлению одарённой личности, конечно же, должны осуществлять родители. Именно поэтому, необходимо и их заинтересовать в данной работе с ребёнком.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2. Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

3. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, а так же можно снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п. ;

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:

1. Формирование банка информационно-методических материалов (диагностика, методики, тренинги, анкеты и т. п.)

2. Проведение психолого-педагогического исследования общих способностей одаренных детей. Обработка и анализ результатов.

3. Разработка в отношении каждого одарённого ребёнка индивидуального маршрута по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.

4. Контроль по реализации индивидуальных маршрутов по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и дошкольная организация. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача дошкольной организации – поддержать ребёнка и развить его способности.

Работа с одаренными и способными детьми, является одним их важнейших аспектов деятельности каждой дошкольной организации. Именно здесь ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Создание той необходимой основы, той необходимой базы, для дальнейшей плодотворной работы и дальнейшего развития. Все педагоги ориентированы на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности. Активизированы работы по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы, выставки творческих работ и т. д. Именно это создает возможность детям проявлять свои способности и чувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

Но, к большому сожалению, в настоящее время, присутствует такой контингент родителей, которые просто-напросто не хотят выявлять у своего ребёнка «способности» в той или иной области, ссылаясь на то, что у них нет на это времени, они постоянно находятся на работе, у них много других важных дел и всё тому подобное. Это приводит к тому, что «одарённость» ребёнка со временем угасает и сходит на нет, потому как работники ДОО в одиночку не могут дать полноценное развитие той или иной «способности» ребёнка. В данной цепочке не хватает такого важного звена, как «РОДИТЕЛЬ».

Именно поэтому, необходимо проводить беседы с родителями на данную тему, тем самым стараясь заинтересовать и донести до них то, что это всё-таки необходимый аспект в жизни их ребёнка и сводить его на нет, присекая накорню своим безразличием и незаинтересованностью не стоит.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево»Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево» Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать.

Консультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» ВидеоКонсультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Видео Добрый день, уважаемые родители!Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом и средством.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Подвижная игра «Посади и выкопай картофель» для совместной деятельности детей и воспитателяПодвижная игра «Посади и выкопай картофель» для совместной деятельности детей и воспитателя Предлагаю Вашему вниманию подвижную игру: «Посади и выкопай картофель» которая будет интересна и полезна педагогам дошкольного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей
Опубликовано: 29 января 2022 в 10:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД