МААМ-картинки

Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Галина Лазарева
Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Нижняя Покрова Перелюбского муниципального района

Саратовской оласти»

Педагогический опыт

«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

Воспитатель : Лазарева Галина Анатольевна.

Публикация «Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах

«Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

Актуальность ее заключается в следующем

Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности.

Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Трудовое воспитаниезаключается в привитии детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к сознательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста и организацией данного процесса занимались ученые-практики З. Н. Борисова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, М. А. Васильева, Л. В. Куцакова, С. А. Козлова, Т. М. Бондаренко и другие.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования:эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы и рассмотреть проблему эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС и экспериментальным путем доказать их эффективность.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: уровень развития трудовых компетенций и самостоятельности повысится при условии использования эффективныхформ, методов и средств трудового воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

2. Выявить основные формы и методы организации трудового воспитания дошкольников.

3. Описать цель, задачи и методы организации опытно-экспериментальной работы.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность используемых методов трудового воспитания старших дошкольников.

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования :

- теоретические методы : анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование

- эмпирические методы : наблюдение, беседа

- эксперимент.

Теоретическая значимостьдипломной работы состоит в расширении научных представлений о роли, содержании и методах формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников в условиях ДОО.

Практическая значимостьисследования определяется использованием подобранного и изготовленного методического обеспечения в практике дошкольной образовательной организации.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области», в старшей группе. В исследовании приняли участие 20 детей и их родители.

В первой главе моего исследования я рассмотрела современные подходы к организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС. Рассмотрели базовые понятия: труд, трудовое воспитание, трудовая деятельность. Рассмотрела особенности детского труда. Выяснили, что на современном этапе четко прослеживаются изменения в отношении к трудовому воспитанию, в организации труда дошкольников, новые подходы к разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника.

Во второй части нами проанализирован и описан эксперимент по изучению возможностей трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

В эксперименте принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет.

Экспериментальная работа проводилась с ноября по май и состояла из трех этапов:

Первый этап – констатирующий.

Второй этап – формирующий.

Третий этап – контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента была использована педагогическая диагностика М. В. Крулехт «Формирования трудовых компетенций и самостоятельности».

Проведенная диагностика дала следующие результаты высокий уровень формирования трудовых компетенций и самостоятельности показали 5 дошкольников (25%, средний уровень 10детей (50%) и 5 детей (25%) были на низком уровне. Из проведенной работы мы сделали вывод, что у детей преобладает низкий и средний уровень трудовых компетенций. Все это вызвало необходимость проведения работы с детьми и родителями.

Основным направлением деятельности на формирующем этапе стало повышения уровня формирования трудовых компетенций и самостоятельности старших дошкольников. С этой целью нами были использованы различные формы, методы и средства трудового воспитания по следующим направлениям: предметный мир, труд взрослых и самообслуживание и детский труд. Среди ведущих методов мы использовали :

побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении труда;

- привлечение детей к оценке трудовой деятельности;

- похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.

- использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;

- использование пооперационных схем изготовления поделок и игрушек;

- домашние задания и др.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду были использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

На контрольном этапе я провела повторную диагностику с целью определения динамики сформированности трудовых компетенций и самостоятельности у старших дошкольников. Использовалась та же методика, что и в начале работы.

Получили следующие результаты Высокий уровень демонстрируют 8 детей (40%, средний 12 (60%, низкий отсутствует.

Количество дошкольников на высоком уровне увеличилось на 15%, на среднем уровне на 10%, а количество детей на низком уровне уменьшилось на 25%.

Анализ результатов позволил нам сделать выводо том, что опытно - экспериментальная работа по формированиютрудовых компетенций и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста дала нам хорошие результаты. Результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента, подтверждают верность выдвинутой нами гипотезы. Цель работы достигнута. Задачи решены.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные методы организации трудового воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Опубликовано: 18 января 2022 в 17:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД