Алла Голудина
Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Экологические сказки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
программа творческой мастерской
Направленность: экологическое познание, художественно-эстетическое развитие (лепка, аппликация, рисование)
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор: воспитатель Алла Александровна Голудина.
Цель и задачи реализации Программы
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской „Экологические сказки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Экологические сказки
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель программы: Развитие у детей среднего дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия через познания окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой через
художественное слово.
- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах
поведения в ней.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах
предметов окружающего природного мира.
- Обучить основным техническим приемам при работе с пластилином
(рисовании, аппликации, конструировании).
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с
окружающим миром.
- Пробудить интерес к творческой активности через индивидуальные
способности каждого ребёнка.
- Развить практические умения, навыки и мелкую моторику рук;
- Развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
- Развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий.
Воспитательные:
- Привить бережное и внимательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к художественно-эстетическому развитию.
- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения дошкольники
будет знать:
- о разнообразии природного мира (звери, насекомые, деревья,
растения);
- сенсорные свойства и качества предметов окружающего природного мира;
- основные технические приемы при работе с пластилином (рисовании,
аппликации, конструировании);
- правила безопасности труда и личной гигиены;
будут уметь:
- понимать и видеть прекрасное в природе через художественно-
эстетическую деятельность;
- высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей,
происходящим событиям;
- работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно
оценивая смысл и последствия своих действий;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их
строго по назначению и бережно относится к ним;
будут сформированы:
- представления о значении бережного отношения к миру природы;
- эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая
активность через индивидуальное раскрытие художественных
способностей;
- навыки работы в группе, культура общения.
Учебно-тематический план
Программа реализуется в течение учебного года с октября по май.
Реализация программы осуществляется один раз в две недели, по средам, во вторую половину дня. Образовательная деятельность проходит по познавательно-экологическому направлению в интеграции художественно-эстетического развития.
1. Тема: «В гостях у дедушки».
Цель: Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней. Учить детей лепить диких животных.
Материал: пластилин, стеки, досточки, влажные салфетки, иллюстрации «Животные леса», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение рассказа «В гостях у дедушки».
- Беседа по вопросам.
- Фантазия детей «Прогулка по лесу – помощь лесному жителю».
- Физкультминутка «У медведя во бору».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности - лепки.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог – выставка «Лесные жители».
2. Тема: «Дождевой червяк».
Цель: Учить детей делать вывод: «Какую пользу приносят дождевые червяки». Развивать аппликативные навыки.
Материал: бумажные салфетки, клей, шпажки, досточки, влажные салфетки, иллюстрации «Дождевой червячок», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение рассказа «Дождевой червячок».
- Беседа по вопросам.
- Физкультминутка «Червяки и ворона».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности - аппликация.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог – выставка «Мой дружок червячок».
3. Тема: «Кто землю украшает».
Цель: Учить детей видеть красоту природы. Развивать умение подбирать оттенки радуги, дополнять рисунок.
Материал: иллюстрация «Радуга», листы бумаги с нарисованным контуром радуги, цветные карандаши, разные виды цветов, досточки, влажные салфетки, клей.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение рассказа А. Лопатина «Кто землю украшает».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Радуга».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – комбинирование: рисование + аппликация.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Итог – выставка «Радуга - дуга».
4. Тема: «Родник».
Цель: Закреплять умение детей делать выводы, создавать картину из пластилина.
Материал: иллюстрации «Родник», пластилин, стеки, досточки, влажные салфетки, листки бумаги.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Родник».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Ручеёк».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – лепка.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Родник».
5. Тема: «Друзья леса».
Цель: Учить рисовать муравья.
Материал: листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Друзья леса».
- Беседа по вопросам.
- Игра «Шел по лесу…».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – рисование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Муравей».
6. Тема: «Сон о золотой рыбке и зеленом лесе».
Цель: Учить рисовать деревья – береза, ёлочка.
Материал: листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, иллюстрации «Зимний лес», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Сон о золотой рыбке и зеленом лесе».
- Беседа по вопросам.
- Игра «Паровозик …».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – рисование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Зимний лес».
7. Тема: «История одной ёлочки».
Цель: Учить создавать объемную конструктивную аппликацию.
Материал: иллюстрации «Ёлочки», бумага зеленого цвета, простые карандаши, трафарет «Половинка ёлочки», ножницы, клей, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «История одной ёлочки».
- Беседа по вопросам.
- Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – аппликация.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Ёлочки».
8. Тема: «Лесной доктор».
Цель: Учить создавать птиц из пластилина.
Материал: пластилин, стеки, досточки, влажные салфетки, иллюстрации птиц, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Лесной доктор».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Птички».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – лепка.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Птицы».
9. Тема: «Лягушкина колыбель».
Цель: Учить создавать конструктивную лягушку из бумаги.
Материал: иллюстрации «Лягушки», бумага зеленого цвета, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Лягушкина колыбель».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Лягушки».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности –конструирование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Лягушки».
10. Тема: «Грибная аптека».
Цель: Развивать умение создавать грибы из пластилина.
Материал: пластилин, стеки, досточки, влажные салфетки, иллюстрации «Грибы», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Грибная аптека».
- Беседа по вопросам.
- Пальчиковая гимнастика «Грибы».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности –конструирование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Грибы».
11. Тема: «Что такое лес?»
Цель: Закреплять умение передавать в рисунке лесной пейзаж (деревья, полянку).
Материал: листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, иллюстрация «Весенний лес», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Что такое лес?».
- Беседа по вопросам.
- Пальчиковая гимнастика «Деревья».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – рисование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Лес».
12. Тема: «Капустная бабочка».
Цель: Закреплять умение создавать объемную аппликацию.
Материал: иллюстрации «Бабочки», цветная бумага, простые карандаши, трафарет «Половинка бабочки», ножницы, клей, влажные салфетки, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Капустная бабочка».
- Беседа по вопросам.
- Пальчиковая гимнастика «Бабочки».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – аппликация.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Бабочки».
13. Тема: «Маша и медведь».
Цель: Учить любить природу, не разбрасывать мусор. Развивать умение рисовать лесных жителей.
Материал: листы бумаги, простые карандаши, цветные карандаши, иллюстрации «Лесные жители», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Маша и медведь».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Порядок».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – рисование.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Лесные жители».
14. Тема: «Лесной пожар».
Цель: Учить детей охранять природу. Развивать умение лепить насекомых.
Материал: пластилин, стеки, досточки, влажные салфетки, иллюстрации «Насекомые в лесу», пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Лесной пожар».
- Беседа по вопросам.
- ПИ «Спаси зверей».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – лепка.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Насекомые».
15. Тема: «Могучая травинка».
Цель: Развивать аппликативные навыки.
Материал: иллюстрации «Лесная полянка», бумага зеленого цвета, ножницы, клей, влажные салфетки, пошаговая инструкция.
Методы и приёмы:
- Коммуникативная игра «Друзья».
- Чтение экологической сказки «Могучая трава».
- Беседа по вопросам.
- Пальчиковая гимнастика «Дождь».
- Рассматривание иллюстраций по творческой деятельности – аппликация.
- Объяснение и показ творческой деятельности.
- Минутка безопасности.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Итог – выставка «Лужайка».
Особенности методики обучения
Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:
- Принцип сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении основ творческой деятельности.
- Принцип наглядности, который способствует повышению интереса к окружающему миру, лучшему усвоению теоретического материала.
- Принцип доступности – требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого – к трудному, от простого к сложному.
- Принцип систематичности – предусматривает непрерывность процесса формирования художественно-творческих навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности детей, определенную последовательность решения заданий.
- Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка – создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:
- Информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, наглядного пособия (игрушек – зверей, насекомых, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.
- Репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.
- Игровые методы: мотивация (игровая, личная).
Форма работы:
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по освоению основ художественного творчества.
Программой предусмотрена практическая форма проведения занятий.
Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций).
Практическая часть занятия – приобретение и отработка навыков работы с материалами и инструментами, освоение различных технологических приемов и техник работы с пластилином (бумагой, картоном, красками, создание детьми собственных творческих продуктов.
Теоретический материал может излагаться как на отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.
Структура проведения занятий:
- Коммуникативная игра.
- Чтение экологической сказки (мотивация на основе игровых и проблемных
ситуаций, личная заинтересованность).
- Подвижные игры или гимнастика для пальцев и кистей рук.
- Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
- Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
- Практическая работа (реализация решений).
- Анализ работы (продукта труда и деятельности).
- Уборка рабочего места.
Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе: 01.10.20г.
Дата окончания обучения по программе: 28.04.21г.
Всего учебных недель: 30
Количество учебных часов: 15
Режим занятий: 1 раз в 2 недели по 20 мин
Методическое обеспечение
Материал:
- картотеки: дидактические, творческие, подвижные и пальчиковые игры;
рассказы, сказки, стихи; наглядная пошаговая инструкция;
- материал для дидактических, творческих и подвижных игр;
- наглядно-иллюстрированные материалы: модули, игрушки, иллюстрации,
схемы, видеоматериалы, наглядная пошаговая инструкция.
Литература:
1. Акулова О. В., Бабаева Т. И. Примерная образовательная программа
дошкольного образования «Детство», ООО «Издательство «ДЕТСТВО–
ПРЕСС», 2014.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду, ООО
«Издательство «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2014.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2014.
4. Дубровская Н. В. Тематические занятия по формированию
изобразительных навыков у детей 2-7 лет. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2005г.
5. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики – СПб. : «Детство-
Пресс», 2014.
6. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры
дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград «Учитель»,
2008.
7. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и
средних группах ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2016.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду средняя
группа. ООО «Карапуз», 2014г.
9. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и
дома. – М. : МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2013.
10. Соломенникова О. А. Ознакоомление с природой в детском саду: Средняя
группа. –М. : МОЗАЙКА–СИНТЕЗ, 2017.
11. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. М. :
МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2017.
12. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и
проведению прогулок детей 3-7 лет. – СПб. : ООО «Издательство
«ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2014.
13. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - ТЦ «Учитель»,
2013г.