Лучший педагог года

Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности

Гузэль Файзуллина
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном развитии ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувство, волю. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к окружающему миру.

Публикация «Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.

Цель: Формирование экологических знаний посредством исследовательской деятельности старших дошкольников.

Гипотеза: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет более успешна и результативна, если в процессе данного образования будет использоваться исследовательская деятельность.

Задачи:

1. формирование навыков опытно – экспериментальной деятельности;

2. развитие у детей интереса к исследовательской деятельности;

3. развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений, делать выводы и заключения.

1. Теоретические основы применения исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

1.1. Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалось чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей.

«Экология» - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (Советский энциклопедический словарь). А. А. Плешаков (автор программы «Зеленый дом») определяет экологию как науку «о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой».

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материал природного происхождения.

Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста разнообразные : это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.

В повседневной жизни проводятся наблюдения за животными, обитающими в уголке природы (за рыбами в аквариуме). Наблюдения содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания.

Это же самое относится к наблюдениям, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне и на участке. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни, учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона.

Литературным стержнем технологии экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируют приспособленность животных к среде обитания.

Особое значение приобретают занятия – воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы – теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается : воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

1.2. Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

Основные особенности исследовательской деятельности детей :

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие речи.

Необходимо помнить, что исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. В современной дошкольной педагогике использование элементарной исследовательской - наблюдательной деятельности в детском саду рассматривается как введение элементов развивающего обучения в работу с дошкольниками.

Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно - эмпирическое познание объективной действительности. По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми имеет огромное значение.

Во - первых, элементарная опытническая деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во - вторых, проведение опытов рассматривается как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками, поскольку опытническая деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности и тех закономерностей, которые ей присущи. В - третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.

В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:

1. принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;

2. анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;

3. отбор способов проверки;

4. проверка предположений;

5. формулировка выводов.

Познавательные задачи ставятся перед детьми воспитателем или могут возникать у самих детей. Важным условием при этом является использование педагогом в природоведческой работе с детьми различных проблемно-поисковых ситуаций. Познавательная задача должна быть направлена на установление связей между фактами и содержать вопрос, который несет небольшое количество информации, уже известной детям. Опираясь на эти знания, дети и разрешают познавательную задачу, самостоятельно «добывая» дополнительную информацию, а также осваивая новые способы познавательной деятельности.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: сначала - простые, содержащие элементарные, однозначные связи и зависимости; затем - более сложные, содержащие цепочки связей. Например: почему растаял снег, может ли растение жить без света и влаги и т. д.

В процессе решения познавательных задач дети переходят от установления внешних причин явлений к внутренним причинам. Постепенно дети учатся устанавливать не только единичные, но и общие для ряда явлений связи и закономерности. Анализ принятой детьми познавательной задачи проходит под руководством воспитателя. Воспитатель помогает детям выявить известную информацию и то, что еще детям не известно. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления и о его причинах. Предположения могут быть как правильными, так и ошибочными. Очень важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей, обратил внимание на противоречивость высказанных предположений, помог найти правильный путь решения проблемы. В том случае, если сами дети затрудняются выдвигать какие-либо предположения, их выдвигает сам воспитатель.

Следующим этапом является отбор способов проверки выдвинутых предположений. Способы проверки предположения выдвигаются как детьми, так и воспитателем. Отбор способов проверки предположений тесно связан с самой проверкой, с непосредственным проведением опыта.

Последним этапом проведения опыта является формулировка выводов. Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельной формулировке выводов. Может быть так, что дети делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты, которые дадут возможность каждому ребенку понять изучаемый процесс или явление и сделать правильный вывод.

Для того, чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

четкость формулировки целей и задач опыта;

предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

при проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.

Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:

1. опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т. д.);

2. опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма – питание, дыхание, движение и т. д.);

3. опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств – чем питается, хорошо ли слышит и т. д.);

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

2. Практический опыт использования исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

2.1. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

Сетка комплексно-тематического планирования

Сентябрь

1. Тема: «Невидимка – воздух»

2. Тема: «Волшебница – вода»

3. Тема: «Вода нужна всем»

4. Тема: «Ходят капельки по кругу»

Октябрь

1. Тема: «Здравствуй, ветер»

2. Тема: «Что увидим через воду»

3. Тема: «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»

4. Тема: «Лед – твердая вода»

Ноябрь

1. Тема: «Какую форму может принять вода»

2. Тема: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

3. Тема: «Лед легче воды»

4. Тема: «Вода нужна всем»

Декабрь

1. Тема: «Как увидеть воздух»

2. Тема: «Как услышать воздух»

3. Тема: «Очистка грязной воды»

4. Тема: «Почему вода испаряется?»

Январь

1. Тема: «Какой бывает вода»

2. Тема: «Путешественница вода»

3. Тема: «Куда исчез сахар?

Февраль

1. Тема: «Как увидеть воздух»

2. Тема: «Как услышать воздух»

3. Тема: «Пар тоже вода»

4. Тема: «Свойства снега»

Март

1. Тема: «Очистка грязной воды»

2. Тема: «Вода не имеет вкуса»

3. Тема: «В гости к весне»

4. Тема: «Непослушная вода» Апрель

1. Тема: «Весна в природе»

2. Тема: «Почва, что входит в состав почвы?»

3. Тема: «Почему не тонут корабли»

4. Тема: «Необходимость удобрения почвы для роста растений»

Май

1. Тема: «Как выгнать воду»

2. Тема: «Предметы из стекла и металла»

3. Тема: «Радуга в комнате»

4. Тема: «Как разные почвы удерживают воду?»

При проведении занятий у детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.

2.2. Ход и результаты работы по использованию исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

Занятие 1

Опыт - наблюдение «Что увидим через воду»

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды - прозрачность.

Материал и оборудование: таз с водой, мелкие предметы.

Ход: «Ребята, что у нас находится в тазу»? Правильно - это вода. А что вы мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.)

Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается кубик.) Что стало с кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета? (Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.)

-«Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?». Делается общий вывод - вода прозрачная.

Занятие 2

Опыт - наблюдение «Какую форму может принять вода»

Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.

Материал и оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.

Ход: «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с вами нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.) Сегодня мы свами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма? Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре?

А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в наших формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.)

Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»

Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности среды жизни растений, животных, человека. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Анализируя систему работы можно сделать вывод: в результате исследовательской деятельности ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, - он активно привносит в этот процесс собственный опыт, у детей улучшается внимание, мышление, развивается любознательность, интерес к окружающему миру, зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.

Заключение

Таким образом, можем прийти к выводу о том, что развивающее воздействие дидактических занятий экологического характера направлено на гармоничное развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста и активизацию резервных возможностей личности: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умения представить себя в чужой роли, умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, навыков сотрудничества, терпения, настойчивости, самоконтроля, делающих игру.

В этих занятиях дети не только уточняют и закрепляют свои знания, но и эмоционально переживают знакомые явления и жизненные ситуации. Знания, приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают правильно сформировать у детей представление об окружающем мире и своем месте в нем. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Именно более всего соответствуют задачам экологического воспитания старших дошкольников – воспитание начальных форм экологической культуры детей, их осознанного отношения к природе, выработки первоначальных практических навыков.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Используемая литература

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательско исследовательская деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М. : Издательство Мозаика - Синтез, 2012.

2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада / О. В. Дыбина. - М. : Издательство: Мозаика - Синтез, 2012.

3. Лопатина А. В., Скребцова М. Н. Экологическое воспитание дошкольников / А. В. Лопатина, М. Н. Скребцова. - М. : Издательство: Амрита - Русь, 2010.

4. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова. - М. : Издательский центр: «Цветной мир», 2012.

Статьи, учебные публикации

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М. : Издательский центр: «Академия», 2012.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.

3. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей / Т. А. Серебрякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.

4. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте Тема: «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Применение подвижных «дворовых» игр в старшем дошкольном возрасте В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать Все хватать,.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 25 августа 2018 в 06:09
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД