Лучший педагог года

Экономическое воспитание детей в семье

Меркульева Оксана Валерьевна
Экономическое воспитание детей в семье

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга»[1].

Публикация «Экономическое воспитание детей в семье» размещена в разделах

Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [2].

Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.

Первичные понятия основ финансовой грамотности детей происходит в раннем возрасте. Поэтому успех формирования финансовой грамотности во многом зависит от родителей. Ведь именно в семье ребёнок впервые знакомится с понятием «деньги», «траты», «экономия» и др., с их функцией и назначением. Именно в семье закладывается основа для предпосылок формирования финансовой грамотности детей. И роль родителей является основополагающей в экономическом воспитании детей.

Формирование основ финансовой грамотности ребёнка начинается с того момента, когда родители первый раз приводят его в детский сад и говорят, что не могут остаться с ним, т. к. им нужно идти на работу «зарабатывать денежки». С этого времени дети понимают, что для того, чтобы иметь «денежки», нужно работать. Формируются позитивные установки к различным видам труда. Роль родителей в этот период – развить у детей интерес к трудовым действиям. Трудовые действия должны быть посильны для возраста ребёнка.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться в игре и очень рано. В младшем дошкольном возрасте самостоятельно осуществлять трудовые действия ребёнок ещё не может, это делается совместно с родителями. Например, совместно с мамой моет посуду, подметает пол, пылесосит; с папой выносит мусор, чистит снег. Затем задачи усложняются. Список трудовых действий увеличивается, некоторые из них ребёнок может выполнять самостоятельно. Начинают складываться первичные представления о труде взрослых. Ребёнку нужно объяснить, что он отвечает за порядок в игрушках, за их целость. За чистоту и порядок в том месте, где он играет.

С 5 лет появляется понимание роли труда в обществе и жизни каждого человека. С этого возраста дети осваивают взаимосвязь таких понятий, как «труд продукт деньги». С этого возраста дети осваивают такие экономические понятия как семейный бюджет, экономия, коммунальные платежи, скидки, цена (стоимость) и др. В этом возрасте дети могут самостоятельно выполнять посильные трудовые действия, у детей могут появиться трудовые обязанности в семье. Но эти трудовые обязанности должны быть ребёнку не в тягость, а в радость. Ребёнок должен понимать важность и значимость своих обязанностей, поэтому родители должны хвалить детей, но в меру, чтобы ребёнок не воспринимал похвалу как должное. Родители не должны бояться делать ребёнку замечания за плохо выполненную работу, но делать это нужно осторожно, чтобы в дальнейшем не отбить у ребёнка желание трудиться. В этом возрасте дети очень любят «помогать» своим родителям в какой – либо работе. Ни в коем случае нельзя отвергать эту помощь, боясь того, что ребёнок что - то испортит или намусорит. Иначе ребёнок поймёт, что его труд не важен и ничего не стоит, что могут обойтись без него и в дальнейшем откажется от любого труда в семье.

Очень часто возникают такие жизненные ситуации, в которых родители могут объяснить своему ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо». Например, когда дети не ценят того, что им покупают родители или дарят. Когда дети эти вещи не ценят, ломают, портят. Задача родителей в этот момент – объяснить своим детям, что нужно уважать любой труд, бережно относиться к его результатам, что нужно одинаково уважать труд людей различных профессий – политиков и уборщиц, учителей и дворников, врачей и продавцов. Любой труд ценен и важен для общества. Нужно раскрыть детям взаимосвязь труда, его результата, экономики и нравственности.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним [3].

Первые экономические познания дети получают в семье т. к. одной из основных задач семьи является хозяйственно – экономическая деятельность. Это необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Семейное экономическое воспитание преимущественно по отношению к другим формам общественного образования. Оно выигрывает авторитетом родителей и силой семейных традиций. Экономическое воспитание в семье индивидуально, направлено непосредственно к ребёнку, в отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, где объектом воспитания является группа детей.

Основной задачей экономического воспитания является подготовка ребёнка к жизни в существующих социальных условиях. Поэтому родителям нужно сформировать у ребёнка убеждение, что экономические интересы семьи и общества едины; нужно обучить умениям рационально организовывать трудовую деятельность; привлекать к ведению домашнего хозяйства, распределению семейного бюджета; прививать бережное отношение к личному и общественному имуществу.

Экономическое воспитание детей в семье – систематическое и целенаправленное воздействие взрослых членов семьи и всего семейного уклада на формирование у детей уважительного отношения к труду во всех его проявлениях, к рачительному отношению к личному и общественному. Именно в семье закладывается основа экономического воспитания детей, воспитывается бережливость, экономность, рачительность, хозяйственность порядочность и милосердие.

Список используемой литературы

1. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности; Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / https://t880248.dou.obrazovanie33.ru/ 3 стр.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

3. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности; Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / https://t880248.dou.obrazovanie33.ru/ 5 стр.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея» Искандирова Елена Квест-игра «В царство Кощея». Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание детей в семье
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 08:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД