Татьяна Юрьевна Сафонова
Экспериментальная деятельность в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А потому следовало бы начинать обучение не словесного
толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними»
Я. А. Коменский
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» март 2024
Поэтому детское экспериментирование в мини — лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста имеют ярко выраженную потребность спрашивать обо всем, что неизвестно, все чаще обращаются к
воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если.».
Дети осваивают разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование). Дети шести лет приобретают способность прогнозировать результат, умеют сравнивать объекты между собой, находить не только различия, но и сходство. Они видят два-три звена причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «почему?». В старшем дошкольном возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога, при которой дети формулируют
выводы, составляют развернутый рассказ.
Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.
Организация среды для детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» - вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной - исследовательской деятельности.
Задачи экспериментирования:
-формирование познавательной инициативы у детей познание окружающего мира
-создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования
-формирование у детей самостоятельное проведение опытов (с небольшой подстраховкой воспитателя, соблюдению техники безопасности
-развитие у детей чувственного аппарата (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус)
-развитие памяти, внимания, мышления, речи совершенствование интеллектуальных способностей: наблюдательности, сравнения, умения находить отличия, познания причины и т. д.
-развитие у детей способностей к прогнозированию, планированию, построению гипотезы
-развитие познавательной активности
развитие самостоятельности детей в постановке целей
Исследовательскую деятельность с дошкольниками следует начинать с
демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель.
Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие
результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.
Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки,
выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение.
Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель
должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз
поинтересоваться у детей, как получился результат и что на это повлияло.
Возможно, во время наблюдения за происходящим у воспитанников
возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы.
В конце занятия нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.
Таким образом, дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.
Если в младшем возрасте дети только начинают экспериментировать,
то в старшем — уже могут выполнять многие опыты самостоятельно. Для
этого в группе необходимо подобрать карточки-схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность действий
каждого эксперимента. Для читающих детей может быть напечатано
название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.
Во всех возрастных группах необходимо составить буклеты с описанием опытов.
Эксперименты могут быть самыми разными, но главное - интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности.
В лаборатории в свободном для детей доступе могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни.