Папки-передвижки

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника (8 фото)

Марина Дёмина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» размещена в разделах

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развиваются познавательные способности и личностные качества, такие как самостоятельность и ответственность.

Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Моя программа творческого саморазвития направлена на систематизацию форм и методов работы по развитию познавательной сферы детей через экспериментальную деятельность, повышение компетентности педагога и отражение результативности его работы по данной теме.

Цель и задачи саморазвития. Цели:

повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития познавательной сферы детей;

раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Задачи:

Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме развития познавательной сферы детей;

создавать условия для исследовательской активности детей;

поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с детьми и семьями воспитанников с использованием проектной деятельности

Ожидаемые результаты.

Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы) ;

Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания) ;

Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, умение отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.) ;

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Разработана и реализована стратегия эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками.

Стратегия реализации программы саморазвития.

Подготовительный этап.

Информационный блок

1. Поиск информации, подбор современной литературы по развитию познавательной сферы детей через экспериментальную деятельность и по взаимодействию с родителями (см. Приложение №1).

2. Внедрение современных педагогических технологий по проблеме в практику собственной профессиональной деятельности.

Цель работы; Изучить современные технологии взаимодействия с детьми и родителями для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме.

Основной этап.

Организационный блок

Включает в себя мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми, педагогами с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетентности родителей и профессиональной компетентности педагогов по развитию познавательной сферы дошкольников через экспериментальную деятельность с помощью метода проектирования.

1. Разработка плана по самообразованию

2. Разработка перспективного плана работы с детьми по экспериментальной деятельности

3. Разработка конспектов, обучающих ситуаций, бесед с детьми.

4. Работа с родителями.

Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

«Организация детского экспериментирования дома»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Участие родителей в проектной деятельности.

Практический блок

Реализация перспективного планирования через: НОД, опыты, эксперименты, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.

1. Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

2. Создание и обновление уголка экспериментирования (фото отчёт).

3. Презентация творческих проектов.

Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. Наблюдения в природе.

5. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

6. Беседы по теме эксперимента.

7. Целевая прогулка.

8. Экскурсия.

Эти формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

2. Тайна, сюрприз;

3. Мотив помощи;

4. Познавательный мотив (почему так)

5. Ситуация выбора.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Оборудование и материалы:

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты; -природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ; -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ; -медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ; -прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др. –утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
Фото №1 Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника Дети по своей природе исследователи с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир Фото №2 Современных детей привлекает сам процесс возможность проявления самостоятельности и свободы реализации замыслов возможность выбирать и менять что то самому

Организация работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям:

Живая природа Неживая природа Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

• Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

• Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Фото №3 Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию создавать условия для исследовательской деятельности задачи которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование Фото №4 Публикация Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника размещена в разделах Опытно экспериментальная деятельность Развитие ребенка

Организация работы с родителями.

Необходимым условием развития и качественного функционирования любого дошкольного образовательного учреждения является система эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, как заказчиками образовательных услуг и направлений в развитии способностей детей.

Для просвещения родителей я провожу консультации, практические занятия привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. 16 семей (76%) принимают активное участие в данном проекте. Приносят материалы для организации исследовательской деятельности (индикаторную бумагу, крупу и соль, природный материал, различные ёмкости, и т. д., принимали активное участие в презентации проекта «Чудесные фигурки».

Фото №5 Материалы для педагогов Темочки Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы Фото №6 В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка активизируются его мыслительные процессы Фото №7 Развитие ребенка

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.

Итоговый этап.

В результате проведённой работы я:

- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

- Создала картотеку опытов и экспериментов.

- Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

- Разработала конспекты НОД по экспериментированию.

- Провела консультации для родителей по данной теме.

- Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Таким образом, можно сказать, что у детей нашей группы, с которыми проводится планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, заметно и повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Вывод: Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
Опубликовано: 5 октября 2023 в 09:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД