Марина Дёмина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» размещена в разделах
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развиваются познавательные способности и личностные качества, такие как самостоятельность и ответственность.
Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Моя программа творческого саморазвития направлена на систематизацию форм и методов работы по развитию познавательной сферы детей через экспериментальную деятельность, повышение компетентности педагога и отражение результативности его работы по данной теме.
Цель и задачи саморазвития. Цели:
повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития познавательной сферы детей;
раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Задачи:
Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме развития познавательной сферы детей;
создавать условия для исследовательской активности детей;
поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с детьми и семьями воспитанников с использованием проектной деятельности
Ожидаемые результаты.
Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы) ;
Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания) ;
Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, умение отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.) ;
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Разработана и реализована стратегия эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками.
Стратегия реализации программы саморазвития.
Подготовительный этап.
Информационный блок
1. Поиск информации, подбор современной литературы по развитию познавательной сферы детей через экспериментальную деятельность и по взаимодействию с родителями (см. Приложение №1).
2. Внедрение современных педагогических технологий по проблеме в практику собственной профессиональной деятельности.
Цель работы; Изучить современные технологии взаимодействия с детьми и родителями для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме.
Основной этап.
Организационный блок
Включает в себя мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми, педагогами с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетентности родителей и профессиональной компетентности педагогов по развитию познавательной сферы дошкольников через экспериментальную деятельность с помощью метода проектирования.
1. Разработка плана по самообразованию
2. Разработка перспективного плана работы с детьми по экспериментальной деятельности
3. Разработка конспектов, обучающих ситуаций, бесед с детьми.
4. Работа с родителями.
Подготовка консультация для родителей по следующим темам:
«Организация детского экспериментирования дома»
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».
Участие родителей в проектной деятельности.
Практический блок
Реализация перспективного планирования через: НОД, опыты, эксперименты, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
1. Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.
2. Создание и обновление уголка экспериментирования (фото отчёт).
3. Презентация творческих проектов.
Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Фронтальные занятия.
4. Наблюдения в природе.
5. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
6. Беседы по теме эксперимента.
7. Целевая прогулка.
8. Экскурсия.
Эти формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
2. Тайна, сюрприз;
3. Мотив помощи;
4. Познавательный мотив (почему так)
5. Ситуация выбора.
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Оборудование и материалы:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты; -природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ; -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ; -медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ; -прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др. –утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Организация работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям:
Живая природа Неживая природа Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
• Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
• Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Организация работы с родителями.
Необходимым условием развития и качественного функционирования любого дошкольного образовательного учреждения является система эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, как заказчиками образовательных услуг и направлений в развитии способностей детей.
Для просвещения родителей я провожу консультации, практические занятия привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. 16 семей (76%) принимают активное участие в данном проекте. Приносят материалы для организации исследовательской деятельности (индикаторную бумагу, крупу и соль, природный материал, различные ёмкости, и т. д., принимали активное участие в презентации проекта «Чудесные фигурки».
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.
Итоговый этап.
В результате проведённой работы я:
- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
- Создала картотеку опытов и экспериментов.
- Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
- Разработала конспекты НОД по экспериментированию.
- Провела консультации для родителей по данной теме.
- Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Таким образом, можно сказать, что у детей нашей группы, с которыми проводится планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, заметно и повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Вывод: Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.