Татьяна Голубева
Конспект занятия «Эти загадочные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эти загадочные камни»
Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с коллекцией камней и минералов.
Задачи:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Познакомить со свойствами камней, их месторождением, способами добычи и использованием;
- Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый, гладкий и др.) и особенности.
- Вызвать у детей желание к собиранию коллекций;
Публикация «Конспект занятия „Эти загадочные камни“» размещена в разделах
- Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
Образовательная область: «Физическое развитие»
- обеспечить двигательную активность в ходе занятия;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности и помогать друг другу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь.
Образовательная область: «Речевое развитие»
- Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря;
Словарная работа: Колекционирование, геолог, карьер, пещера, шахта.
Оборудование и материалы: 4 стола, школьная коллекция камней, набор геолога, мостик, декорации и видео материалы, камни и коробочки для создания коллекций.
Ход занятия
В: Здравствуйте ребята! Сегодня я к вам пришла с небольшим приветствием от детей старшей группы Детского сада «Рябинка»
Д: (видео) Здравствуйте ребята! Мы юные коллекционеры. А вы знаете, кто это такие? (дети думают)
В: Коллекционеры-это люди, которые что-нибудь собирают
Д: (видео)
- 1 Р. Мне нравится собирать разные виды пуговиц.
- 2 Р. А я собираю открытки.
- 3 Р. Я увлекаюсь собиранием игрушек от киндер сюрпризов.
- 4 Р. А у меня есть много разных фигурок слонов.
- 5 Р. Я коллекционирую часы.
- 6 Р. А у меня есть коллекция бус.
В: Ребята, какую коллекцию я вам сегодня принесла, вы узнаете, отгадав загадку.
Д: (видео) :1 Р. В сережках у мамы огнем он горит
2 Р. В пыли на дороге ненужным лежит
3 Р. Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
4 Р. Он может быть мелкий
В ладошке лежать
5 Р. Тяжелый большой –
Одному не поднять
6 Р. Кто нашу загадку из вас отгадал?
Кто тот предмет по приметам узнал? (камень).
В. Да, это действительно камень. Я принесла вас сегодня коллекцию камней. Посмотрите, какие разные здесь камни : ни один не похож на другой. У каждого камня свое название : гранит, мрамор, торф, слюда, бурый уголь, каменный уголь, железняк. Это настоящая коллекция. Все экземпляры пронумерованы, и составлен список с названием камней. Как бы коллекционер ни любил свою коллекцию, запомнить все названия, невозможно. Каждый камень хранит в себе тайну своего рождения. Это настоящие полезные ископаемые. Хотелось бы вам узнать тайны камней и собрать свою коллекцию? (Да). Для этого нам нужно стать геологами. А кто знает, кто такие геологи?
В: Геологи- это ученые, которые находят и изучают полезные ископаемые.
Они путешествуют по разным местам, глубоко под землей и высоко в горах они ищут полезные ископаемые: нефть, уголь, строительный камень и даже золото и алмазы. Работа у них очень трудная, им приходится жить в палатках и готовить еду на костре. В нашем современном мире, геологам помогают научные приборы и разные машины, но все равно им приходится преодолевать препятствия, карабкаться на горные кручи, проходить пешком сотни километров с тяжелыми рюкзаками за спиной. Вам, наверное, интересно что у ни в рюкзаках? (да). Давайте посмотрим.
Д/и «Рюкзак». Вытащить все из рюкзака: геологический молоток, компас, лупа, пластиковый контейнер, спички, топографическая карта.
В: Для чего нужен молоток, как вы думаете? (молотки нужны для того, чтобы отбивать куски крепкой горной породы, компас нужен для того чтобы ориентироваться на местности, с помощью лупы можно лучше рассмотреть поверхность камня, спички геологу нужны для того чтобы развести огонь).
В: Ребята, а это что такое? (карта).
В: Эта карта не простая. Это карта, на которой изображена местность с направление маршрута движения.
В: Давайте мои юные геологи, и мы сейчас с вами отправимся в экспедицию. И нам поможет нам карта. Но раз мы хотим отправиться в экспедицию, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя во время пути? (не шуметь, не толкаться, внимательно смотреть, не мусорить, идти строго друг за другом).
В: Давайте посмотрим, куда лежит наш путь? (дети смотрят на карту). Идти нужно к меловой горе.
В: Ребята, мы с вами пришли к меловой горе.
Миллионы лет назад, тут плескались теплые воды тропического моря. В море жили кораллы, молюски, древние рыбы. Раковины древних животных миллионами лет накапливались, спрессовывались, пока не превратились в белый камень.
Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов. Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.). Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности, в строительстве. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств, зубных порошков, паст. Давайте ребята, достанем молоточек и отобъем первый камешек для нашей коллекции. Давайте положим первый камешек для нашей коллекции в рюкзак и отправимся дальше.
В: Куда мы дальше держим путь? Это карьер. Здесь добывают щебень, который используют при устройстве дорожного полотна, бетонных панелей, из которых строят дома. Здесь трудятся эксковаторы, буровые машины, современные бульдозеры и погрузчики.
В. Куда же мы дальше держим путь? (к реке).
На той стороне отмель - камни.
В. Ой, сколько здесь разных камешков! Это камни речные. Посмотрите, какие это камни? (неровные, разной формы) Возьмем их для коллекции тоже и пойдем дальше.
В. Следующее место, куда мы с вами отправимся это….? (Море). Правильно ребята мы пришли к морю. Посмотрите, какие здесь камни? (гладкие). Как вы думаете почему они такие гладкие? (потому что они бьются о волны). Правильно, в морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими – гладкими без единого уголка.
В: Присядем на большие камни - валуны, закройте глаза,представьте, что вы маленькие морские камешки, как волны, набегая на берег, перекатывают вас с места на место. Теплое ласковое срлнышко согревает вас своими теплыми лучиками, как хорошо и уютно на родном берегу! Возьмем морские камешки тоже с собой в свою коллекцию.
В: Пора отправляться дальше. Карта подскажет, куда нам идти. Стрелочка ведет нас к соляной пещере. А это что за пещера? (Это углубление, образовавшееся в толще соли). Какой узкий вход туда. Хотите оказаться там? Вот мы и в пещере. Похожи эти камни на соль? (ответы детей). Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Попробуйте и на вкус. Возьмем камешки соли с собой и отправимся дальше.
В: Вот, сколько приходится ходить геологам! Но наша коллекция еще не наполнена.
В: Смотрите, куда идти дальше? Стрелочка нас ведет к шахте. А что это за место? (предприятие по подземной добыче каменного угля). Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.
Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят, и специальные машины поднимают его на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Возьмем этот кусочек угля тоже в свой рюкзак.
В: Ну вот и все ребята, мы собрали все камни, которые нам встретились в экспедиции. Наша экспедиция подходит к концу.
В: А теперь мои юные геологи отправляемся в научную лабораторию. (музыка)
В: Ребята, выложите все камни на стол. Ой, а что же мы наделали? Мы перепутали все камни, которые встретились нам на пути. Вы помните, где вы нашли каждый камешек? Давайте рассортируем наши камни в контейнер.
А сейчас мы с вами проверим и узнаем свойства наших сокровищ. Для этого нам понадобятся: лупа, емкость с водой.
В: Ребята, чтобы лучше рассмотреть поверхность камня, мы с вами воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (крапинки, дорожки, углубления). Молодцы, вы очень внимательные.
В: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (ответы детей). Давайте проверим. (опускаем каждый камень в стакан с водой и они тонут).А почему камень утонул (Ответы детей).Да, вы правы, камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
В: А теперь посмотрим дальше, что произойдет с нашими камнями, посмотрите в каких стаканах вода не прозрачная? (там, где уголь, соль и мел). Значит делаем вывод: что некоторые камни растворимые.
В: А нам с вами пора возвращаться в детский сад.
В: Чтобы собрать коллекцию, вам нужно взять по одному камешку разного вида и положить отдельно в каждую ячейку. Вот какая замечательная коллекция у вас получилась! Скажите, вам понравилась наша экспедиция? (да) Сегодня нам открылись многие тайны камней. Я вам дарю эти коллекции, но я думаю, что ваша коллекция на этом не закончится и вы еще будете находить интересные и необычные камни для своей коллекции.