Веселова Татьяна Викторовна
Закрепляем звуки интересно или коррекция звукопроизношения у детей с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Статья на тему: «Закрепляем звуки интересно!
или
коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр»
Подготовила логопед: Веселова Татьяна Викторовна
Пгт. Селижарово 2023г
Аннотация
Публикация «Закрепляем звуки интересно или коррекция звукопроизношения у детей с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
В статье рассмотрен процесс применения нетрадиционных дидактических игр в коррекционной работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Раскрыто содержание игр, их положительное влияние на динамику коррекционной работы и повышение уровня мотивации у детей с данным заключением.
Annotation
The article considers the process of using non-traditional didactic games in the correctional work of a speech therapist with children with general speech underdevelopment (III level of speech development). The content of games, their positive impact on the dynamics of correctional work and increasing the level of motivation in children with this conclusion are revealed.
Ключевые слова: нарушение звукопроизношения, дидактические игры, автоматизация звуков, коррекционный процесс, нейроупражнения.
Keywords : violation of sound reproduction, didactic games, automation of sounds, correctional process, neuro-exercises.
Актуальность
В настоящее время существует множество актуальных методов и приемов, которые применяются при исправлении фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Наряду с современными подходами и технологиями, активно применяются традиционные методики и формы.
Введение
Доказано, что успех коррекционной работы зависит от своевременного начала работы и её планомерности.
Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская в своих трудах подчеркивают, что при работе над звукопроизношением важно учитывать многие факторы: мотивация, контроль, уровень речевого развития, возраст ребенка, уровень социальной и школьной адаптации, поэтапное следование всем этапам коррекционного процесса [1].
В ходе многочисленных исследований нарушений звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня стало понятно, что повысить динамику работы над правильным звукопроизношением можно за счет включения дидактических игр в коррекционный процесс. Применение дидактических игр помогает не только повысить динамику работы, но и избежать или успешно преодолеть ряд трудностей, возникающих при работе с детьми с нарушенным звукопроизношением.
Необходимо заметить, что весь процесс коррекционной работы проходил с использованием дидактических игр, а для детей с общим недоразвитием речи III уровня это особенно важно. Детям данной категории свойственно снижение внимания, работоспособности, низкий уровень запоминания. Чтобы устранить нарушения, повысить мотивационный уровень, использование дидактических игр на занятиях, является наиболее актуальным решением.
На всех этапах коррекции звукопроизношения применялись дидактические игры с использованием игрушек, природных материалов, презентаций и компьютерных игр, а также с включением нейроупражнений. Таким образом, в игры включались задания на формирование навыков пространственной ориентации, общей и мелкой моторики. Это позволяло пробудить в ребенке с общим недоразвитием речи III уровня, желание участвовать в процессе, формировать познавательную активность, расширять активный словарь, регулировать поведение, активизировать психические процессы.
Основная часть
Всем известно, что речь и мышление – это важнейшая часть психических процессов, способствующих принятию и обработке информации. Интеллектуальное развитие ребенка обеспечивает его двигательную деятельность.
Основной принцип, который закладывается при включении в дидактические игры кинезиологических и нейромоторных упражнений, заключается в работе с собственным телом. С помощью использования таких упражнений, развивается интеллект ребенка, задействуется его эмоциональный фон.
Двигательная активность способствует развитию психических и когнитивных функций, а эмоциональное развитие влияет на гармонию внутреннего состояния ребенка. В целом, все это улучшает уровень работоспособности ребенка во время занятия.
Завершив подготовительный этап, можно приступать к постановке звуков. При постановке звуков использовались традиционные, классические методики. Для того, чтобы повысить мотивационный уровень ребенка с ОНР (третий уровень речевого развития, улучшить работоспособность, устойчивость внимания, включались дополнительные приемы в виде дидактических игр.
Постановка звуков осуществлялась по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
Каждый из применяемых способов при постановке звуков должен сопровождаться словесной инструкцией логопеда, кинестетическими ощущениями, то есть ребенок должен видеть предмет и положение органов артикуляционного аппарата, слышать звук, ощущать движения языка, губ, а также воздушную струю, вибрацию голосовых связок.
Работа всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-вибрационного) обязательна и первостепенна.
Закрепляя поставленный звук в изолированном произношении, кроме подражательных картинок («Насосик», «Змейка», «Тигр», «Пароход» и. т. д., мы «летали» по кабинету, изображая звук самолета (лллллл, изображали движениями накачивание спущенной шины на воображаемом велосипеде (сссссс, «подметали» дорожки веником-кисточкой (щщщщщщ, гудели как пчелы и жуки, перелетая с цветка на цветок. Все это помогало нам быстрее закрепить изолированное произнесение поставленных звуков у детей.
К автоматизации звука можно приступать только в том случае, когда ребенок правильно воспроизводит поставленный звук без какой-либо подготовки.
Дальнейшее закрепление звука должно происходить в строгой последовательности: в слогах, словах, в предложениях, стихах, рассказах и в самостоятельной речи.
Проговаривая слоги, мы предлагали детям строить башни из кубиков, попадать в цель мячиком, рисовать иголки ежику, собирать шишки для белочки, украшать картинки камушками марблс и многое другое. Поставленный звук, при автоматизации в словах, должен закрепляться в начале, середине и в конце слова. Для этого подбирались картинки, при назывании которых, автоматизируемый звук произносился утрированно (зззонт, рррыба, молллотки. т. д.). Также мы старались учитывать, чтобы в составе слов отсутствовали звуки, которые ребенок произносит дефектно.
Когда правильное произношение звука было закреплено в словах, мы предлагали детям складывать предложения, опираясь на отработанные слова. Необходимо было научить их насыщать предложения словами с поставленным звуком.
Для закрепления звука в стихах и чистоговорках использовались картинки, предметы. Повторение речевого материала мы старались сделать более интересным. Искали пару разноцветным стаканчикам и вставляя их друг в друга произносили слова, предложения, чистоговорки, четверостишия с закрепляемым звуком. Применяли также нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Локоть-колено». Для автоматизации звуков мы использовали традиционные игры на развитие грамматических категорий «Назови ласково», «Один-много», «Жадина», «Какой? Какая? Какие?» (см. календарно-тематическое планирование) усложняли прыжками, ходьбой, складыванием картинок по образцу из счетных палочек и геометрических фигур. Такой подход способствует не только успешной автоматизации звука, но и развитию высших психических функций ребенка с ОНР (третий уровень речевого развития).
При автоматизации звука в рассказах использовались сюжетные картинки. Мы предлагали ребенку рассмотреть картинки, объяснить их последовательность, определить основную мысль, причинно-следственные связи.
Для осуществления пересказа ребенок слушал рассказ, который читал логопед. Затем отвечал на вопросы по этому рассказу, далее пересказывал его самостоятельно. Мы следили, чтобы ответы на вопросы были полными, и в предложения входило как можно больше слов с поставленным звуком.
Системность, последовательность, использование игровых и нетрадиционных методов при автоматизации звуков, способствует более быстрому и успешному введению их в самостоятельную речь.
Дидактические игры для автоматизации звуков в словах, предложениях, тексте представлены в приложении 1.
Вывод
Таким образом, специфика коррекционного процесса с детьми с нарушениями звукопроизношения заключается в работе над всеми компонентами речи. Отдельная значимость отводится коррекции звукопроизношения, а применение дидактических игр для реализации коррекционных процессов, велась в четком согласовании со всеми этапами работы (подготовительные упражнения, постановка звука, автоматизация, дифференциация). Использование дидактических игр в коррекционной работе, позволило добиться высоких результатов, заинтересовать детей в выполнении многократно повторяющихся упражнений и заданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой,С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
2. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 224с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб. : СОЮЗ, 2018. – 160 с.
4. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. / Под. ред. Левиной Р. Е. М. : Альян С, 2014. – 367 с.
5. Покоевец К. Н. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня / К. Н. Покоевец, М. Я. Добря // Развитие системы образования: теория, методология, опыт : сборник статей – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 36-39. – ISBN 978-5-6043758-1-5.
6. Салкова, Л. Г. Устранение фонематического недоразвития у старших дошкольников через использование нетрадиционного игрового оборудования [Текст] / Л. Г. Салкова, С. М. Харитонова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 55-57.
7. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : Владос, 2012. – 344 с.
8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч- щ. «Дошкольное Воспитание». М. : Просвещение, 2001. – 239 с.
9. Васильева, В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. — Ульяновск, 2014. — С. 24–29.
10. Волкова Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. -Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 513 с.
11. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко // Москва: Национальный книжный центр. – 2014. – 96с.
12. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практимумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец. – М. :Академия, 2000.– 200с.
Приложение 1
Дидактические игры на автоматизацию звука в слогах
Цель: автоматизация поставленных звуков в прямых, обратных слогах; в слогах с интервокальной позицией, в слогах со стечением согласных; формирование пространственного гнозиса, общей и мелкой моторики.
1. Пальчики здороваются
Ход игры: большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с
остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или
различные приветствия: слоги са, сы, со, су или др.
2. Поп-ит
Ход игры: ребенок проговаривает слоги с поставленным звуком, при этом указательным пальцем то левой, то правой руки нажимает на пузырьки.
3. Прыг-скок –слог!
Ход игры: ребенок прыгает на разноцветные листочки (кружочки, квадратики, подойдет игра «Классики») и правильно проговаривает слоги с закрепляемым звуком.
4. Толкай!
Ход игры: перед ребенком на одинаковом расстоянии друг от друга разложены палочки. С левой или с правой стороны каждой палочки лежит мяч. Ребенок перешагивает через палочку, проговаривает заданные слоги и правой рукой толкает мяч влево, затем снова перешагивает палочку, проговаривает слоги и толкает левой рукой мяч вправо.
5. Выложи из палочек
Ход игры: понадобятся счетные палочки и картинки-образцы для выкладывания. Ребенок отраженно повторяет за логопедом слоги с автоматизируемым звуком. Если повторяет без ошибок–получает палочку. Таким образом, ребенок, проговаривая слоги, собирает нужное количество палочек и выкладывает из них картинку.
6. Ступеньки
Ход игры: упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов. Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон – со-со-со, заяц – су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.
7. Укрась ёлочку (Яблоки на яблоне, (Шишки для белочки) и т. д.
Ход игры: ребенку предлагается украсить ёлочку разноцветными шариками (повесить на яблоню яблочки, угостить белку шишками). Ребенок выкладывает шарики на ёлочке (яблоки, шишки) и проговаривает слоги с поставленным звуком.
8. Накорми цыплят
Ход игры: понадобится контейнер к любой крупой, по периметру контейнера «сидят» цыплята. Ребенок проговаривает слоги (в данном случае со звуком [ц]) и с помощью ложечки «кормит» цыплят.
Дидактические игры на автоматизацию звука в словах, предложениях, тексте.
Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов, предложений, текста, развитие фонематического слуха, мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, закрепление обобщающих понятий, основных и оттеночных цветов, употребление предлогов.
1. Геометрическая мозаика
Ход игры: логопед кладет перед ребенком карточку с изображением узора, который нужно сложить. А затем предлагает ребенку назвать картинки с автоматизируемым звуком, повторить чистоговорку или двустишие. Если ребенок правильно воспроизвел заданный звук в словах и предложениях, то получает одну геометрическую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не получит всех деталей, чтобы можно было собрать картинку.
2. Поймай рыбку
Ход игры: в коробку кладутся фигурки тех предметов, в названии которых есть необходимый звук. Ребенок ловит «рыбку» и говорит, что изображено на картинке. Далее можно предложить ребенку придумать предложение с этим словом.
3. Замочная скважина
Ход игры: материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.
Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок, перемещая «дверцу»
по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.
4. Исправь ошибки
Ход игры: взрослый и ребенок называют по очереди предметы с
автоматизируемым звуком. Взрослый иногда «ошибается», тем самым
развивая у ребенка внимание, способность к анализу и языковое чутье.
2 вариант игры.
Логопед: «Незнайка все время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горки) или слова стоят не на своем месте. Помоги, пожалуйста, Незнайке исправить ошибки!».
5. Построй домик
Ход игры: раскладываем картинки-кирпичики перед ребенком и предлагаем ему построить домик. На первом этаже будут жить картинки, в названии которых автоматизируемый звук – в начале слова, на втором – картинки со звуком в середине слова и на третьем этаже нужно поселить картинки с нужным звуком в конце слова.
6. Мишень
Ход игры: ребенок достает из волшебного мешочка картинки с заданным звуком, называет их во множественном числе. Если выполняет задание без ошибок, стреляет по мишени, если нет, то сначала исправляется,потом стреляет.
7. Пшик-пшик
Ход игры: понадобится пульверизатор с чистой водой, белые салфетки, заламинированные картинки. Ребенок с помощью пульвелизатора смачивает салфетку водой и под ней становится видна картинка. Ребенок называет то, что изображено на картинке, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно называть только картинку, а можно проговаривать целое предложение, например: «Под белой салфеткой лошадь/молоток/бокал…».
8. Волшебная водичка
Ход игры: понадобится контейнер с водой, которую, в зависимости от того, какой звук (звуки) автоматизируется, подкрашивают в определенный цвет (желтый, голубой, красный, розовый, прозрачный стакан. Под дно контейнера выкладываются картинки. Ребенок опускает стакан в контейнер в цветной водой, прижимая его ко дну, видит картинку и называет её.
Варианты с предложениями: «Я вижу в желтой воде пиджак. Я нашла в голубой воде пугало. Я разглядела в красной воде корову и. т. д.).
9. Шифр (мнемотехника)
Ход игры: ребенку предлагается расшифровать послание по картинкам. Сначала он называет картинки, затем составляет из слов предложения или, с помощью логопеда, складывает двустишие или четверостишие.
10. Шишка – камушек – ракушка
Ход игры: ребенку предлагается выложить ритмический ряд из определенных предметов (шишка – камушек – ракушка). Согласно названному предмету, ребенок выполняет нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь».
11. Прыгни – хлопни – назови
Ход игры: ребенок должен перепрыгнуть препятствие (кубик,палочку, хлопнуть в ладоши и назвать картинку, которую показывает логопед ласково.
12. Бутерброд
Ход игры: понадобятся картинки с изображением овощей, зелени, колбасы, сыра. Ребенок выкладывает картинки, проговаривая действия: «Я положил на хлеб колбасу. На колбасу положил дольку помидора, на помидор положил веточку укропа» и. т. д.
Затем логопед спрашивает у ребенка: «Что у тебя под веточкой укропа?»
Ребенок должен ответить полным предложением : «Под веточкой укропа лежит долька помидора».