Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи

Людмила Скрипникова
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского муниципального образования

Мостовский район

Выступление по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи»

Подготовила:

педагог-психолог

высшей квалификационной

категории

Скрипникова Людмила Николаевна

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику психологической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО,является:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в числе их эмоционального благополучия.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании-технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, детей, педагогов, родителей.

Формы организации здоровьесберегающей работы педагога- психолога:

-индивидуальные и групповые занятия;

-психотехнические упражнения;

-игровые тренинги;

-самостоятельная деятельность детей;

-психогимнастика;

К здоровьесберегающим технологиям относятся следующие:

-дыхательная гимнастика;

-психогимнастика;

-зрительная гимнастика;

-упражнения на развитие общей моторики;

-физкультминутки;

-артикуляционная

-пальчиковая

-релаксация

-упражнение на развитие высших психических функций

-пескотарапия

-релаксация

-кинезиологические упражнения

-бионергопластика.

Гимнастика дыхательная- проводиться в различных формах оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учётом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим, решается и ряд оздоровительных задач,таких как:

- насыщения организма кислородом;

- улучшение обменных процессов;

- нормализация психо-эмоционального состояния;

- повышение иммунитета.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приёмов, атрибутами.

Психогимнастика- помогает преодолевать барьеры общения, развивать лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение,создать возможность для самовыражения.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).

Мелкая моторика и уровень речевого развития находится в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребёнку процесс коррекции речевых нарушений.

В нашем детском саду, на коррекционных занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие,динамические упражнения.

Что немаловажно, не только на занятиях,но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, помогают снять напряжения особенно после длительной нагрузки,развивает ручную умелость.

В наших коррекционных занятиях большое применение пальчиковых игрушек, которые создают положительный фон, стимулируют речевую активность, внося в занятия элементы театрализованной деятельности.

Гимнастика для глаз- ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Используем наглядный материал, показ педагога.

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, Позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз.

Они также:

- развивают концентрацию внимания;

- обеспечивают межполушарное взаимодействие;

-улучшают аккомодацию.

В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку «куда приведёт дорожка»?способствуют решению еще одной очень важной задачи, развитию оптико-пространственных представлений.

Упражнения на развитие общей моторики- ежедневно Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем его проведения. В нашем детском саду мы используем элементы спортивных игр.

Физкультминутки-

Пескотерапия-это один из методов лечение искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет вызывает кокой – либо символ в глубине бессознательного».

Песочница- прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком всё становится возможно чем полезны игры в песок.

Развивают восприятие, мышление,память, воображение. Успокаивают и расслабляют.

Эффект песочной терапии положительная динамика в развитии образного мышления, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.

Релаксация- в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную музыку (Чайковский, Рахманинов)

В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Логоритмика- как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе педагога. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки и слова и движения.

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,нарушения звукопроизношения, заикания, артистические расстройства.

Важно применять логоритмику детям с так называемым речевым негативизмом, которые создают положительный эмоциональный настрой.

Кинезиологические упражнения-

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух

Полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности.

(Б. Г. Ананьев).

Так как я работаю психологом коррекционной группе, старшего возраста, большое внимание в течение дня мы уделяем кинезеологическим упражнениям.

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взоимодействия,развития точности движений пальцев и способность переключения с одного движения на другое(«Кулак-ребро»,»Ухо –нос», «Колечко» и. т. д.).

Они подходят для всех детей дошкольного возраста.

Упражнения проводим постоянно со всеми детьми или индивидуально,несколько раз в течение дня от 10-12 минут.

Эти упражнения решают ряд важных задач:

- развитие специализации полушарий головного мозга;

- синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышление, памяти;

-развитие способности к произвольному контролю

Для закрепления данные упражнения включаются план индивидуальной работы.

Более подробно хотелось бы остановиться на бионергопластики.

Бионергопластика включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Благодаря упражнениям на развитие бионергопластики у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются, мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Исследование отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерева, А. А Леонтьев., подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга. Мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Бионергопластика синхронизирует работу головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Внедрение упражнений биоэнергетике в работе с детьми с нарушениями речи включает в себя несколько этапов.

Первый этап - диагностический. Он определяет структуру дефекта и пути коррекции.

Второй этап-разучивание необходимых артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом. Рука в упражнения не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнения, сопровождает показ одной рукой.

Третий этап – основной. На этом этапе совмещается выполнение артикуляционных упражнений с движением рук. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движение кисти руки должны стать плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Предлагаю вашему вниманию основные упражнения бионергопластики.

Каждое упражнение повторяется 4-5 раз без перерыва.

Упражнение «футбол».

Цель упражнения Тренировка мышц языка

Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находиться в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счёта. На счёт «Раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счёт «два» - правой щеки. Челюстью двигать нельзя.

Работа кистью руки. Все пальчики ребёнка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте.

Упражнение «Часики».

Без своевременной коррекции у ребёнка могут возникнуть серьёзные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого дефекта, поэтому так необходимо оздоровительно-коррекционная работа, включая в себя здорововьесберегающие технологии.

В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, движения. (Г. А. Волкова).

Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.

В нашей с вами работе применение здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение укрепление здоровья.

Список литературы

1. Алябьева Е. А.Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологом и педагогом. М.: ТЦ Сфера,2003.

2. Бабенкова Е. А., О. М. Федоровская. Игры,которые лечат.

Для детей от 3до 5 лет-М.:Тц М.: Т Ц Сфера,2010

3. Грабенко Т. М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия,-СПб.:Институт специальной педагогики и психологии,2000.

4. Здоровый дошкольник: Социально- оздоровительная технология 21 векаАвт. сост. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. - М.: АРКТИ,200

5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики развиваем речь! 3-7 лет-СПб.:Издательский дом «Литера»,2010

6. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения.:ТЦ «Сфера»,2008

7. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика –Спбю:крона,2004 .

8. Конаваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет.:Гном-Пресс,Новая школа,2000

9. Лопухина И. С.Логопедия : речь,ритм движение. -СПб 2000г

10. Никонорова Т. С. ,Е. М. ,Сергиенко. Здоровячок. Система оздоровлениядошкольников-Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2020

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155г).

12. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой-М. ,-2005

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 19:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День задом наперед на МААМ

Делать что-либо «задом наперед», значит, нарушить привычный ход вещей, выйти за рамки обыденного. Считается, что это даже иногда полезно — помогает развить интеллект и креативность. К тому же подобные...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте обнять своих родных и близких людей! День объятий – это стихийный праздник, который появился в студенческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского...


Горячие темочки