Людмила Скрипникова
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского муниципального образования
Мостовский район
Выступление по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи»
Подготовила:
педагог-психолог
высшей квалификационной
категории
Скрипникова Людмила Николаевна
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в коррекционной группе для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику психологической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО, является:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в числе их эмоционального благополучия.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании-технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, детей, педагогов, родителей.
Формы организации здоровьесберегающей работы педагога- психолога :
-индивидуальные и групповые занятия;
-психотехнические упражнения;
-игровые тренинги;
-самостоятельная деятельность детей;
-психогимнастика;
К здоровьесберегающим технологиям относятся следующие :
-дыхательная гимнастика;
-психогимнастика;
-зрительная гимнастика;
-упражнения на развитие общей моторики;
-физкультминутки;
-артикуляционная
-пальчиковая
-релаксация
-упражнение на развитие высших психических функций
-пескотарапия
-релаксация
-кинезиологические упражнения
-бионергопластика.
Гимнастика дыхательная- проводиться в различных формах оздоровительной работы.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учётом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим, решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщения организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психо-эмоционального состояния;
- повышение иммунитета.
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приёмов, атрибутами.
Психогимнастика- помогает преодолевать барьеры общения, развивать лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение,создать возможность для самовыражения.
Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).
Мелкая моторика и уровень речевого развития находится в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребёнку процесс коррекции речевых нарушений.
В нашем детском саду, на коррекционных занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие,динамические упражнения.
Что немаловажно, не только на занятиях,но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, помогают снять напряжения особенно после длительной нагрузки,развивает ручную умелость.
В наших коррекционных занятиях большое применение пальчиковых игрушек, которые создают положительный фон, стимулируют речевую активность, внося в занятия элементы театрализованной деятельности.
Гимнастика для глаз- ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Используем наглядный материал, показ педагога.
Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, Позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз.
Они также:
- развивают концентрацию внимания;
- обеспечивают межполушарное взаимодействие;
-улучшают аккомодацию.
В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку «куда приведёт дорожка»?способствуют решению еще одной очень важной задачи, развитию оптико-пространственных представлений.
Упражнения на развитие общей моторики- ежедневно Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем его проведения. В нашем детском саду мы используем элементы спортивных игр.
Физкультминутки-
Пескотерапия-это один из методов лечение искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет вызывает кокой – либо символ в глубине бессознательного».
Песочница- прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком всё становится возможно чем полезны игры в песок.
Развивают восприятие, мышление,память, воображение. Успокаивают и расслабляют.
Эффект песочной терапии положительная динамика в развитии образного мышления, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.
Релаксация- в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную музыку (Чайковский, Рахманинов)
В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Логоритмика- как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе педагога. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки и слова и движения.
Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,нарушения звукопроизношения, заикания, артистические расстройства.
Важно применять логоритмику детям с так называемым речевым негативизмом, которые создают положительный эмоциональный настрой.
Кинезиологические упражнения-
Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух
Полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности.
(Б. Г. Ананьев).
Так как я работаю психологом коррекционной группе, старшего возраста, большое внимание в течение дня мы уделяем кинезеологическим упражнениям.
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взоимодействия,развития точности движений пальцев и способность переключения с одного движения на другое(«Кулак-ребро»,»Ухо –нос», «Колечко» и. т. д.).
Они подходят для всех детей дошкольного возраста.
Упражнения проводим постоянно со всеми детьми или индивидуально,несколько раз в течение дня от 10-12 минут.
Эти упражнения решают ряд важных задач:
- развитие специализации полушарий головного мозга;
- синхронизация полушарий головного мозга;
-развитие мышление, памяти;
-развитие способности к произвольному контролю
Для закрепления данные упражнения включаются план индивидуальной работы.
Более подробно хотелось бы остановиться на бионергопластики.
Бионергопластика включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Благодаря упражнениям на развитие бионергопластики у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются, мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Исследование отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерева, А. А Леонтьев., подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга. Мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Бионергопластика синхронизирует работу головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Внедрение упражнений биоэнергетике в работе с детьми с нарушениями речи включает в себя несколько этапов.
Первый этап - диагностический. Он определяет структуру дефекта и пути коррекции.
Второй этап-разучивание необходимых артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом. Рука в упражнения не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнения, сопровождает показ одной рукой.
Третий этап – основной. На этом этапе совмещается выполнение артикуляционных упражнений с движением рук. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движение кисти руки должны стать плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Предлагаю вашему вниманию основные упражнения бионергопластики.
Каждое упражнение повторяется 4-5 раз без перерыва.
Упражнение «футбол».
Цель упражнения Тренировка мышц языка
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находиться в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счёта. На счёт «Раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счёт «два» - правой щеки. Челюстью двигать нельзя.
Работа кистью руки. Все пальчики ребёнка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте.
Упражнение «Часики».
Без своевременной коррекции у ребёнка могут возникнуть серьёзные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого дефекта, поэтому так необходимо оздоровительно-коррекционная работа, включая в себя здорововьесберегающие технологии.
В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, движения. (Г. А. Волкова).
Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.
В нашей с вами работе применение здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение укрепление здоровья.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологом и педагогом. М. : ТЦ Сфера,2003.
2. Бабенкова Е. А., О. М. Федоровская. Игры,которые лечат.
Для детей от 3до 5 лет-М. :Тц М. : Т Ц Сфера,2010
3. Грабенко Т. М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия,-СПб. :Институт специальной педагогики и психологии,2000.
4. Здоровый дошкольник : Социально- оздоровительная технология 21 векаАвт. сост. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. - М. : АРКТИ,200
5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики развиваем речь! 3-7 лет-СПб. :Издательский дом «Литера»,2010
6. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. -М:ТЦ «Сфера»,2008
7. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика – Спбю:крона,2004 .
8. Конаваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. -М:Гном-Пресс,Новая школа,2000
9. Лопухина И. С. Логопедия : речь,ритм движение. -СПб 2000г
10. Никонорова Т. С. ,Е. М. ,Сергиенко. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников-Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2020
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155г).
12. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой-М. ,-2005