Папки-передвижки

«Жаворонки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Егорова
«Жаворонки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

2. Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

3. Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, песни и приметы.

Ход занятия

Ведущий: (Показ презентации)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну на Руси закликали несколько раз. В первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает – в начале марта. Второй раз весну звали-закликали 22 марта в день весеннего равноденствия, когда весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся-равнялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. На 22 марта приходится древний славянский праздник Жаворонки. На Руси считалось, что птицы приносят на своих крыльях настоящую весну, а именно в это время прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники. В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц. Дети выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны :

Публикация «„Жаворонки“, Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ребенок:

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Ребенок:

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму.

А нам лето!

На тебе сани.

А нам телегу!

Ребенок.

Эй, жавороночки,

Мои деточки,

Прилетайте к нам!

Принесите вы нам

Весну теплую!

Унесите от нас

Зимушку холодную.

Звучит запись «Песня жаворонка»

Ведущая. Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать в конце марта за городом – в поле, на лугу. Оно переливается, журчит так необычно, что сердце трепещет от радости. Солнечная песня у жаворонка! Не просто песня, а гимн весне!

Ведущий:

Жаворонок прилетел – пора выходить на пашню.

В праздник Жаворонки выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

А вслед за жаворонками прилетают и другие птицы.

Ребенок:

Синички-сестрички,

Чечетки-тетки,

Кулички-мужички,

Скворцы-молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте. И водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный игрок становится птицеловом.

Ведущий:

Но не беда, если птицу поймал птицелов. На Руси существовал обряд отпускания птиц на волю. Этот праздник, связанный с птицами приходился на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний раз). На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Выпуская птиц, приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Ведущий:

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Игра «Обрядовое дерево»

На середину группы (зала) выставляется муляж дерева и различные украшения. Дети украшают обрядовое дерево.

Ведущий:

Вот теперь и у нас есть обрядовое дерево, около которого мы будем весну кликать.

1-й ребенок.

Весна, приди!

Три угодья принеси!

2-й ребенок.

Первое угодье –

В лугах половодье!

3-й ребенок.

Другое угодье –

Солнце на подворье!

4-й ребенок.

Третье угодье –

Зеленое раздолье!

Ведущий:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

На Руси в этот день всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.

Хороводная игра «Воротца»

Звучит русская народная музыка. Все берутся за руки, ведущий водит детей под музыку по кругу, восьмеркой. Вдруг музыка останавливается. Ведущий указывает на пару, перед которой остановилась. Пара берется за руки, образует «воротца». Ведущий проводит всех детей в эти воротца и снова водит детей по залу. Музыка останавливается вновь, образуется следующая пара и встает за первыми воротцами. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в пары – воротца.

Ведущий:

Весна пришла к нам не одна,

А с птицами, с травами.

С веселыми забавами.

Игра «Гори, гори ясно»

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле –

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат –

Гу-гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если им это удается, «горящий» продолжает водить, а если нет, и он ловит кого-нибудь из них, оставшийся без пары водит – становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару для хоровода, кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Ведущий:

Дети окликали весну, забравшись куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов. А мы с вами сейчас встанем высоко на носочки и тоже будем весну закликать, аукать, а за ней и лето вызывать.

Ау, ау аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март –

Солнцу рад?

Апрель, апрель –

Откроет дверь.

Май, май –

Сколько хочешь гуляй!

Ау, ау аукаем…

Приди к нам, весна!

Со радостью!

Со великой к нам

Со милостью!

Лето, лето, вылазь из подклета,

А ты зима, иди туда –

С сугробами высокими,

С сосульками морозными,

С санями, с подсанками!

Прикреплённые файлы:

prazdniki-na-rusi_jmtld.pptx | 2648,31 Кб
 
Публикации по теме:

«Экологический календарь». Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда.

Фотоотчет о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста Очень часто за событиями и сутолокой дней старины своей не помним, забываем мы о ней. В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои.

«Мой голос». Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Мой голос». Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в вокальной музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

НОД «Подводное царство». Совместная работа логопеда и инструктора по физкультуре с детьми старшего дошкольного возрастаНОД «Подводное царство». Совместная работа логопеда и инструктора по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста Совместная непосредственная образовательная деятельность Интегрированное занятие «Подводное царство» Старший дошкольный возраст учитель-логопед:.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Свеча» Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель Вид проекта: исследовательск. Срок реализации проекта: краткосрочный.

«Весна». Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи Программное содержание: • Закрепить знания о временах года. Вспомнить признаки приходящей весны: (тает снег, прилетают птицы, текут ручьи,.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по легоконструированию «Построй свою историю»Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по легоконструированию «Построй свою историю» Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого дошкольника. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического.

Совместная деятельность с детьми старшего возраста с использованием приёма мнемотехники «Путешествие в раннюю весну» Совместная деятельность с детьми старшего возраста по речевому развитию с использованием приёма мнемотехники: «Путешествие в раннюю весну".

Совместная деятельность с детьми группы компенсирующей направленности со сложной структурой дефекта старшего возраста Сенсомоторный тренинг «Маленькие садовники».Участники: инструктор (И, дети (Д) Инвентарь: поезд из модулей «Альма», бутафорские листья:.

Театрализация русской народной сказки «Репка». Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Задачи: • Учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. • Развивать речь, активизировать слова (тянут-потянут,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Жаворонки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 15:49
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД