Ирина Лобурец
Совместная деятельность с детьми старшего возраста с использованием приёма мнемотехники «Путешествие в раннюю весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность с детьми старшего возраста по речевому развитию с использованием приёма мнемотехники : «Путешествие в раннюю весну"
Задачи:
- Систематизировать и обобщать знания детей о ранней весне;
- Развивать внимание, мышление; устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать связную речь, составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу; активизировать словарь (капель, наводнение, проталины);
- Совершенствовать умение использовать нетрадиционную технику рисования для создания сюжетного изображения;
Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего возраста с использованием приёма мнемотехники „Путешествие в раннюю весну“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- Воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Материал:
Паровозик из стульчиков, украшенный «веснушками», фонограмма «Звуки природы», «Песенка Паровозика», фонограмма группы «Иван- Купала», стенд с сюжетными картинками на тему «Ранняя весна», мини-уголок с декорациями весенней полянки, карточки со схематическим изображением признаков ранней весны для составления мнемотаблицы, бумажные кораблики, игрушка «мышонок», «фотоаппараты» для каждого ребёнка, листы бумаги голубого цвета – по количеству детей, клей ПВА, кисточки, манная крупа, салфетки.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы когда- нибудь путешествовали? А на сказочном транспорте? Посмотрите на паровозик. Какой он красивый, весь в веснушках. Он приглашает нас совершить путешествие. Как вы думаете, в какое время года нас приглашает паровозик? Но прежде чем ответить, послушайте звуки природы, они вам помогут ответить. В какое время года их можно услышать?
( Аудиозапись: журчание ручейков, таяние сосулек- капель, крик грачей)
Дети: Звуки весны.
Воспитатель: Звуки какой весны ранней или поздней?
А вы хотели бы отправиться в раннюю весну? Занимайте места согласно билетам (капельки с цифрами). А фотоаппараты нам нужны?
Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь,
Время приближается, паровозик отправляется.
В добрый путь.
(Едут, звучит фонограмма «Паровозик из Ромашково».)
Воспитатель: Обратите внимание на красоту природы.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталинки на полях видны,
Видно очень тёплые ноги у весны.
- Приехали.
( Дети подходят к стенду с картинками на тему: «Ранняя весна» и добавлена лишняя картинка другого времени года. Вокруг стенда мини – уголок весенней полянки, на котором снег, ручейки, лужицы, кораблики с отгадками «плывущие» по ручейкам, грачи, игрушка мышонка на пригорке.
Беседа по картинкам.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на картинки, как вы думаете, мы точно попали в раннюю весну? У меня предчувствие, что-то здесь не так, а вам как кажется?
Дети: В раннюю весну. (Называют признаки ранней весны.) Должны найти лишнюю картинку.
Воспитатель: Про что на этих картинках можно сказать: светит, греет, тает, тают, капает, журчат, бегут, набухают, кричат.
Дети: Светит и греет солнышко. Тает снег.
Тают сосульки. Капает вода с сосулек.
Журчат и бегут ручьи. Набухают почки.
Кричат грачи.
Воспитатель: Молодцы ребята, какие вы внимательные, быстро нашли ошибку в природе.
Звучит фонограмма ручья.
Воспитатель: Ребята, вы слышите песенку? Чья это песенка?
Дети: Журчание ручейков. Песенка ручейка.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Да, это песенка ручейков. Что же они нам принесли? Послушайте внимательно весенние загадки.
(В каждом «ручейке» на корабликах дети находят отгадки, карточки со схематическим изображением признака весны, последовательно составляется мнемотаблица для составления описательного рассказа о ранней весне).
Загадки:
Тает снежок, оживает лужок.
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
(Выставляется карточка с буквой «В»).
Жёлтый мяч на голубом платке катается,
Людям улыбается.
(Выставляется карточка с изображением Солнышка).
Белое одеяло всю землю одевало.
Весной солнце припекло.
Одеяло потекло.
(Выставляется карточка с изображением Снега).
Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи.)
(Выставляется карточка с изображением Ручейка).
Белая морковка повисла вниз головкой. (Сосулька.)
(Выставляется карточка с изображением Сосульки).
Из чего появляются листочки? (Из почек.)
(Выставляется карточка с изображением Веточки с почкой).
Домой прилетают, гнёзда свивают,
Песни распевают, лето поджидают. (Птицы.)
(Выставляется карточка с изображением Птицы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А сейчас составим весеннюю таблицу. Вернёмся к ней позже.
Звучит фонограмма ручья
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, ручейки бегут и образуют лужицы. Встаньте, пожалуйста в круг - это наша лужица. Будем по ней «пускать» кораблик, передавать его друг другу и отвечать на мои вопросы.
ТРИЗовская игра: «Хорошо- Плохо».
Когда светит солнышко- это хорошо или плохо?
Огонь в лесу –это хорошо или плохо?
Дети: Солнышко - это хорошо, тепло, радостно, всё кругом растёт…
Солнышко - плохо, когда очень жарко можно получить солнечный удар, всё погибает от жары, сгорает…
Огонь в лесу это хорошо, можно приготовить пищу на костре, спастись от насекомых (комаров, мух, погреться…
Огонь в лесу - плохо, потому что от огня погибает всё : и животные, и растения и остаётся один пепел. Это очень страшно…
Воспитатель: Молодцы, все отвечали правильно.
Звучит фонограмма ручья
Физкультминутка.
У весны работы много, помогают ей лучи,
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки, согревают всё вокруг.
Из под хвои и травинок выполз первый сонный жук.
Проблемная ситуация.
Воспитатель обращает внимание на мышонка, сидевшего на пригорке.
Мышонок: Что происходит в природе, не пойму? Мою норку затопило. Я не знаю, что мне делать? Почему стало так много воды? Ребята, помогите.
Воспитатель: Ребята, что нам делать?
Дети: Надо спасать мышонка от наводнения.
Воспитатель: Что такое наводнение? Посоветуйте мышонку, в каком месте ему лучше строить норку.
Дети: На возвышенности.
И расскажите мышонку о том, что сейчас происходит в природе, а поможет вам в этом таблица с картинками.
Составление описательного рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Примерный рассказ.
Наступила весна. Весной солнышко появляется чаще, светит и греет. Под тёплыми лучами солнца тает снег, на крышах появляются сосульки. Днём с них капает вода. Это явление в природе называется капель. Стало тепло, зажурчали, потекли ручьи. На деревьях весной набухают почки, скоро появятся первые листочки. Вот уже прилетели грачи и готовятся обустраивать свои гнёзда. Всё вокруг оживает.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы у вас на память остались фотографии о весне. Сейчас давайте ещё раз «сфотографируем» весенние ручейки и сделаем на память фотографии в мастерской.
(Звучит фонограмма группы Иван- Купала).
( Рисование клеем ПВА и манкой фотокартинки: «Тает снег, бегут ручьи». Вставляют готовые работы в файлы).
Воспитатель: Какие у нас получились разные фотографии, интересные, аккуратно выполненные. Молодцы.
Но нам пора возвращаться. Вы хотите показать фотографии родителям? Тогда возьмите аккуратно, за уголки свои «фотографии» и садитесь в вагончики. Поехали.
(Звучит фонограмма «Паровозик из Ромашково»).
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? А что понравилось, что не понравилось? Вы сегодня были все активные, правильно отвечали, не бросили мышонка в беде, рассказали о ранней весне, отгадали все загадки. А теперь похвалите товарищей и себя. Мы молодцы.
На память, я хочу вам подарить каждому солнышко, чтобы оно вас согревало, чтобы вы каждое утро просыпались с улыбкой на лице, чтобы оно дарило вам хорошее настроение. А также вы можете солнышку рассказывать свои секретки.
Вот мы и приехали.