динара капкаева
Конспект занятия «Знакомство детей с бытом русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с бытом и традициями русского народа, развивать их речь при помощи потешек, обогащения словарного запаса новыми терминами, воспитание нравственного поведения детей и привитие им любви к Родине, а также необходимость, ощутить себя частью великого русского народа.
Задачи:
Образовательные
- Расширять представления детей о русском народном быте, вызвать интерес к русской народной традиции – встречать гостей угощением
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с бытом русского народа“» размещена в разделах
- Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами.
- активизировать познавательную деятельность
- расширять творческое воображение и творческое мышление
Развивающие
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам.
- поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности
- Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики.
Воспитательные
- прививать любовь к русским народным традициям,
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами : горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.
Оборудование:
- Проектор, ноутбук
- Материалы для работы с соленым тестом;
- Музыкальный ряд: русские народные песни.
- Коробка – макет избы
- Картонные куклы в русских народных костюмах
Приё мы и методы:
- наглядный – показ, демонстрация,
- словесный -, беседа, пояснения, художественное слово, обсуждение
- игровой - русские народные игры
- компьютерные технологии
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок
- рассматривание иллюстраций
- слушание русских народных хороводных песен
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное путешествие – путешествие в прошлое, к корням русского народа.
Игра «Поздороваемся»
- Здравствуй, солнце золотое, (поднимают руки вверх)
- Здравствуй, небо голубое,
- Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками из стороны в сторону)
- Здравствуй, маленький цветок, (приседают и начинают потихоньку подниматься)
- Здравствуй, утро, (правую руку в сторону)
- Здравствуй, день, (левую руку в сторону)
- Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)
2. Основная часть
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: (Вносит кукол – дедушку, бабушку, девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
(Дети приветствуют гостей)
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
(Ответы детей)
Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? (презентация слайд 1). Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ)
Воспитатель. Дети, давайте, и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Куклы. Меня зовут Аленушка, дед – Федот, бабка Авдотья.
Воспитатель. Аленушка…
-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?
(Ответы детей)
Воспитатель. Имена звучат ласково, они чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет. Напрмер: Полина – Полинушка, Полиночка.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы побывать в настоящей деревне, посмотреть как там живут, какие там традиции - давайте туда отправимся, а поможет нам в этом волшебная считалочка.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять – хотим мы в прошлом побывать.
Воспитатель: Все внимание на экран, мы будем путешествовать в прошлом с помощью виртуальной экскурсии (презентация слайды 4-9)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель. А вот и самая красивая комната – Горница! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Обычно в этой комнате накрывался большой стол, за которым собиралась вся семья. Главное место – Хозяину дома. Оно называется - большое место.
Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали.
Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?
(Ответы детей). Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Воспитатель:
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали.
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пирожками.
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит. Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Ответ детей. Игра «Старинное словечко»
( Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза) (презентация слайд 12 - 13)
Ребята, вот мы и познакомились с бытом русских людей. Я предлагаю вам сделать свой макет избы. Необходимо детали – окно, лавка, ведро, полка с посудой, печка, коврик, столик расположить по нашей комнате – коробке путём наклеивания деталей. Изготовление макета горницы.
А теперь ребята познакомимся с некоторыми традициями русского народа.
Много разных праздников у русского народа : Пасха, Рождество, Масленица, Иван Купала и другие. На праздники любили жители деревень водить хороводы, все нарядно одевались. На головы девушки венки надевали и шли с песней по кругу. Давайте и мы прикоснёмся к народным традициям. Встанем в хоровод и песню споём «Как у наших у ворот» (Презентация слайд 11)
Ещё одной из традиций русского народа на праздники является приготовление пирогов в печи и угощение душистым чаем из самовара.
Так как у нас на дворе красна – весна, жаворонки уже прилетели, так и мы будем жаворонков лепить. Хотите, я вас научу?
Дети садятся за столы.
Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик – непоседа». Молодцы, теперь можно приступать к работе.
3. Лепка из солёного теста.
Каждому ребёнку раздаётся кусок соленого теста, лепится колбаска, потом придаётся форма жаворонка, ножичком для пластилина ставится оперение, оформляется голова и клюв. Затем фломастерами украшается.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе, повторим с какими традициями мы познакомились. (Ответы детей).
Затем дети встают в круг и говорят считалочку.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.
4. Рефлексия:
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали, какие у них традиции. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе, давайте сравним, как жили тогда и как мы живём теперь, в чём сходство, в чём различие (Ответы детей).