Получи документы

Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом

Ангелина Аладьина
Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом

Для любого малыша смена привычной теплой домашней обстановки на иную – стресс. Для некоторых детей - это довольно большое потрясение. Дети –аутисты пока что не готовы к жизни и взаимодействию в детском коллективе, но исключать коллектив сверстников из жизни маленького человечка, нельзя. Никаким другим образом не удастся восполнить тот опыт общения, который предполагает детский сад. Если не проводить с ребёнком специальной коррекционной работы (психологической, педагогической, медицинской, то он всё дальше и дальше будет отдаляться от людей, от общества. Наблюдая за

сверстниками, малыш быстрее, чем дома приобретет необходимые навыки.

Публикация «Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом» размещена в разделах

Под термином «аутизм» понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверх ранимости в контактах со средой»

Трудности, которые неизбежны при адаптации ребенка с РДА:

социализация и трудности в общении;

– невозможность устанавливать эмоциональные связи;

– нарушено речевое развитие.

Конечно же детей ждут трудности: меняется привычная домашняя обстановка, он расстается с мамой на длительный период, возникает необходимость влиться в новый коллектив. Они сталкиваются с такими болезненными переживаниями как чувство тревоги и страха даже при смене еды, места игр, сна, присутствие новых людей. Они избегают прямого зрительного контакта, не допускают прикосновений со стороны незнакомых, стараются уединиться. Следует помнить, что эмоциональное и психическое развитие у этих детей происходит по-другому. Они по-другому «видят» и анализируют окружающую ситуацию, а, значит, для этих деток необходимо создавать особые условия, которые помогут в благоприятной социальной адаптации.

Для того, чтобы адаптировать ребенка в новой среде необходимы усилия разных специалистов. Кроме воспитателей к реализации программы должны быть привлечены разные специалисты: музыкальный руководитель, специалист по физическому воспитанию, педагог дополнительного образования, психолог, логопед, дефектолог.

Поскольку диагноз «Аутизм» - это медицинский диагноз, необходимо участие и

психоневролога. Программу, по которой ведется адаптационная работа в течение года, следует корректировать в зависимости от состояния малыша, его особенностей и его успехов. В процессе наблюдения выявляются те моменты, которые требуют коррекции. Все специалисты вместе с родителями

совместными стараниями в силах помочь малышу адаптироваться в детском коллективе. Если у ребенка сложится положительное впечатление о детском объединение и тех, кто находится с ним рядом, успех адаптации очевиден.

С чего начинать адаптацию?

Об этом должны позаботиться родители задолго до посещения детского

сада или детского объединения. Постепенно и терпеливо приучать ребенка к детскому коллективу нужно уже на прогулках на детских площадках, понаблюдать за детишками, которые там находятся, понаблюдать

как они играют. Рядом с мамой малышу будет спокойно и безопасно. По договоренности с воспитателем можно посетить группу и ознакомиться с обстановкой. Пусть он, пока нет других детей, освоится.

Прежде чем оставить малыша на весь день в детском саду, его необходимо сначала приводить на несколько минут, постепенно увеличивая время пребывания. В этот период важным моментом будет поощрения, у ребенка будет закладываться положительное впечатление с новым окружением. Чтобы

ребенок не испытывал тревогу во время прогулки маме лучше присутствовать. Это и снимет тревожность у малыша, и маме будет полезно познакомиться поближе с воспитателями, детьми, узнать правила, по которым живет группа, да и обсудить эмоциональные впечатления дня совместно с ребенком будет

интересней. Успех работы с аутичным ребенком возможен, если взрослый будет особенно внимательным. Педагог должен понимать, насколько трудно малышу жить в этом мире, наблюдать за его реакцией на действия вокруг, замечая и комментируя вслух каждое событие, каждое слово и жест ребенка. Улавливая и подмечая как реагирует малыш, педагог может корректировать свои приемы воздействия на него и оберегать от действий окружающих, тем самым создавать зону комфорта. Ребенок – аутист нуждается во множестве подсказок. Со стороны воспитателей обязательно нужно напоминать ребенку: сейчас нужно пойти в туалет, сесть на стульчик, раздеться, сложить вещи и прочее.

Чтобы ребенок не растерялся, следует взять его за руку и отвести в нужное место, помочь выполнить заданное действие. Режимные моменты необходимо четко и последовательно соблюдать. Обязательно прививать навыки самообслуживания. Это даст ребенку чувство спокойствия и стабильности, а также создавшийся стереотип поможет организовать поведение малыша. Ведь детям с диагнозом «аутизм» с большим трудом даются бытовые навыки. Поэтому задача взрослых – быть терпеливыми и последовательными. Среди множества упражнений для коррекции поведения таких детишек необходимо

выбрать те, которые будут способствовать развитию отсутствующих навыков. А для того, чтобы был результат их нужно регулярно выполнять и заинтересованы в этом должны быть и родители, и воспитатели.

Эта монотонная работа изо дня в день даст свой результат нескоро. Нужно помнить, что аутичные дети - это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в скором времени. Пройдут месяцы, а может быть и годы, когда вы сможете увидеть, что все ваши усилия не прошли даром.

Иногда детям требуется физическая помощь. Педагог в прямом смысле рисует вместе с ним одним карандашом или помогает в работе с пластилином. При знакомстве с игрушкой или новым предметом педагог дает ребенку предмет для тактильного ознакомления и сопровождает многократным повторением. Таким образом включается и слух, и зрение, и кожа. Способствуют активному развитию детей с РДА игры на развитие моторики. Это могут быть игры с водой, крупой, песком, пластилином, с интересом малыши занимаются пазлами, трафаретами. Обычно детки – аутисты любят игры и занятия, где не обязательно использовать речь. Они могут уединиться с лото за столом и долгое время заниматься им. Нужно использовать это время для налаживания контакта и вовлекать в совместную деятельность, а это будет способствовать формированию коммуникативных навыков. Каждый, даже минимальный успех, сопровождается похвалой со стороны взрослого. В самостоятельных занятиях ребенка следует поощрять, помогать при необходимости и обязательно учить доводить до конца начатое занятие. Такие дети видят смысл, в каком – либо занятии, игре, когда четко знают алгоритм действия: что необходимо сделать вначале, какое действие совершается потом, чем закончить. Их деятельность должна быть понятной, и они должны

видеть конечный результат. Поэтому каждое действие проговаривается педагогом. Неустанное проговаривание действий ребенка дает ему понимание и, как следствие, включение в совместную деятельность. А это и есть главная цель адаптации. Если взрослый ведет себя последовательно и осторожно, создает атмосферу доброжелательности доверия, то с ребенком можно установить контакт, а вот с другими детьми – этого достичь труднее. Во взаимодействии с другими детьми требуется неторопливость и осторожность. Ребенка – аутиста могут пугать голоса, движения, шум, подвижные игры детей, ему хочется уединиться, и в то же время может проявляться агрессия. Он готов бросить игрушку, толкнуть другого ребенка. У него не сформированы навыки взаимодействия. Нужно оберегать его в контактах с детьми: с

одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой – дать возможность понаблюдать со стороны и постепенно включать малыша в общие занятия и игры.

Даже не участвуя в совместных занятиях, дома этот ребенок сможет воспроизвести, то что усвоил, наблюдая за другими. Это говорит о том, что малыш приобретает навыки незаметно для окружающих, учится, запоминает, т. е. развивается. Очень важно чередовать занятия: музыка, рисование, танцы, лепка. Это исключит однообразие и даст возможность выявить творческие способности. Прогулки пешие и лыжные разовьют физически и поднимут общий тонус организма.

Таким образом социализация и адаптация для аутичных детей – работа длительная и кропотливая, но она необходима. Результатом успешной работы педагогов дополнительного образования и воспитателей в детском саду будет полноценная и осмысленная учеба в школе.

Публикации по теме:

«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК Приближается праздник-день 8 марта. И все мы стараемся сделать с детьми подарок для мам и бабушек, придумываем что-то интересное. Я предложила.

Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!»Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!» "Здравствуй, детский сад!-2019" праздник знакомства с детским садом для детей младших групп Составила: Коровина Н. Н., Музыкальный руководитель,.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

К оленям утром ранним или необычное путешествие на стойбище к оленеводам-ненцам!К оленям утром ранним или необычное путешествие на стойбище к оленеводам-ненцам! 8 марта нынче я решила отменить необычно: купила путёвку на стойбище к кочующим оленеводам - ненцам. В Пинежский район Архангельской области.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

План-конспект ООД по рисованию гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группыПлан-конспект ООД по рисованию гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группы Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья! Всегда рада вашим визитам на мою страничку. Сегодня хочу продолжить разговор о весне. Представляю.

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжкаСоциализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом
Опубликовано: 9 октября 2022 в 11:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД