МААМ-картинки

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)

Наталия Зайцева
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП).

Содержание

I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (ДЦП)

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

1.4. Характеристика детей с ДЦП.

Публикация «Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)» размещена в разделах

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.

2.2.

Итоги. Работа специалистов по адаптационной образовательной программе.

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.

Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

• Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

1.2 Задачи программы.

Цель : осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата).

Задачи:

1. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.

2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.

3. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

4. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.

5. Первичная диагностика.

6. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.

7. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.

8. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

9. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.

10. Первичная диагностика.

1.3. Принципы построения работы:

1. Построение коррекционно-образовательной работы на основе тщательного изучения сохраненных и измененных функций организма.

2. Дифференцированный подход-учет возможностей ребенка и посрроение упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку

4. Системность - опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

5. Комплексное медико-педагогическое воздействие подразумеваетпроведение психологических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие разрушенных функций организма. Медицинское воздействие подразумевает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж

6. Соблюдение охранительного режима. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению

7. Развивающее обучение- связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

8. Учет ведущего вида деятельности- основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

9. Вариативность детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

10. Непрерывность- обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

1.4. Характеристика детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%, речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.

Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности.

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т. п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношения к происхождению ДЦП.

Пренатальные факторы.

конституция матери,

соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус,

вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

физические травмы, ушибы плода;

осложнения предыдущей беременности;

физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение);

некоторые лекарственные препараты;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода, воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).

Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается.

К факторам, нарушающим развитие плода также относят следующие: вес менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей, генетические факторы.

Перинатальные факторы.

К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%, неправильное предлежание плода (7%, узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, скоротечные роды (11%, длительные потуги, искусственные роды – кесарево сечение (8%, патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности (27%, преждевременное отхождение вод (18%).

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией – патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания и сердечной деятельности.

Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется по данным разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных преждевременно.

Постнатальные факторы.

На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

— травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;

инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,

интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др. ,

кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,

— осложнения после прививок,

— при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия.

Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор.

2. Содержательный раздел.

2.1Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.

.Образовательная программа включает 3 блока :

Диагностический блок (комплексная расширенная диагностика актуального развития ребенка, сбор анамнеза, диагностика внутрисемейных отношений, заполнение индивидуальной карты развития ребенка) проводится всеми специалистами ОУ.

Мониторинг динамики развития ребенка проводится 2 раза в год- осенью и весной.

Познавательный блок строится на основе комплексно-тематического планирования. Области общеобразовательной программы реализуются так :«Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели; «Физическое развитие» реализуют инструктор ЛФК, массажист, воспитатели. Ведущая роль в определение образовательной программы принадлежит учителю-дефектологу.

Коррекционно-педагогический блок строится на основе комплексно-тематического планирования. Области общеобразовательной программы реализуются так :«Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели; «Физическое развитие» реализуют инструктор ЛФК, массажист, воспитатели.

Диагностический блок.

Цель: Выявить уровень развития психических функций, способности к усвоению нового. Оптимальный прогноз дальнейшего обучения в школе.

Задачи: Определить, какие функции развиваются успешно, какие отстают в развитии.

Результаты диагностики отображаются в педагогической документации-индивидуальных картах психического развития.

Познавательный блок.

Направления познавательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями ОДА:

Развитие игровой деятельности

• Развитие речи, общения со сверстниками, формирования связной речи, пополнение активного и пассивного словаря

• Развитие мышления, памяти, внимания

• Развитие пространственных и временных представлений

• Развитие мелкой и крупной моторики, подготовка к письму

• Формирование элементарных математических представлений

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

Коррекционный блок.

• Развитие познавательной деятельности осуществляет учитель-дефектолог

• Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед

• Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением

• Инструктор ЛФК проводит занятия по физическому воспитанию

• Воспитатель формирует навыки самообслуживания в ходе режимных моментов, организует деятельность на занятиях, вне занятий, на прогулках.

2.2. Работа специалистов по Адаптационной образовательной программе.

Деятельность учителя-дефектолога:

Диагностическая: (сентябрь, январь, май)

Коррекционно-развивающая:

Проведение работы:

• - по ознакомлению с окружающим миром;

• - по развитию элементарных математических представлений.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

• Игровые упражнения.

• Напоминание.

• Объяснение, показ.

• Развивающие игры

НОД

• Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. занятия.

• Интегрированные занятия.

• Игровые занятия с использованием различного игрового оборудования.

• Оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

• Включение специалистов в коррекционный процесс.

Самостоятельная деятельность детей

• Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

• Игры-экспериментирования.

• Наблюдения.

• Интегрированная детская деятельность

• (включение ребенком полученного опыта в его практическую деятельность- предметную, продуктивную, игровую).

Деятельность педагога-психолога:

Диагностическая: (сентябрь, январь, май). Обследование познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы:

- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

• - Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

• -Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.

• -Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

• - Развивать произвольность поведения, саморегуляцию

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

• Беседы.

• Развивающие игры, игры с песком.

• Элементы релаксационных упражнений.

НОД

• Интегрированные занятия.

• Досуги.

• Этюды.

• Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

• Самостоятельная деятельность детей

• Сюжетно-ролевые игры.

• Игры с правилами.

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, пиктограмм.

• Рисование

Индивидуальные и групповые игры-занятия:

• Подвижные игры,

• Элементы релаксационных упражнений.

Деятельность учителя-логопеда:

• Основной задачей работы учителя - логопеда является обучение детей самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыкам речевого общения.

• В коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии, игровые формы обучения детей.

Система логопедической работы с детьми с нарушением ОДА включает: развитие и коррекцию слухового восприятия; развитие и коррекцию зрительного восприятия; развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

• Важное значение в логопедической работе имеет артикуляционная гимнастика. Она сочетается с биоэнергопластикой.

• Проводится работа по развитию моторики кистей и пальцев рук. Она включает:

1. пальчиковую гимнастику

• 2. работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;

3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Деятельность воспитателей: Воспитатели группы для детей с нарушениями ОДА, кроме образовательных задач, выполняют и коррекционо-развивающие задачи направленные на всестороннее развитие детей.

• Развитие речи

• Развитие предметной и игровой деятельности.

• Осуществляют работу в режимных моментах.

• Трудовое воспитание

Изобразительную деятельность и конструирование.

Итоги:

1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этих группах создаются условия для оптимального развития для дошкольников с церебральным параличом.

2. Опыт работы показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно влияет на личностное развитие детей.

3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.

4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процесса на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.

Прикреплённые файлы:

ovz-dcp-1_mjnp7.pptx | 63,25 Кб
 
Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению.

Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми МДОУ детский сад №18 с. Тарбагатай Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми.

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени.

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье» Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» Выполнила: Гончарова О. А. Новокузнецк Содержание Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Образовательная программа в ДОУ 1 Образовательная программа: понятие, структуры Образовательная программа – документ в виде нормативного текста, в котором определены цели.

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ Содержание Пояснительная записка Содержательный раздел Учебно-тематический план программы Содержание программы Организационный раздел Система.

Театрализовано-игровая программа «С Днем рожденья тебя!» для детей с ОВЗ и инвалидов Театрализовано-игровая программа «С Днем рожденья тебя!» Мишка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (отвечают) Правильно! Ребята, а кто помнит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)
Опубликовано: 18 мая 2017 в 00:43
+286Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД