Наталия Зайцева
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП).
Содержание
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (ДЦП)
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
1.4. Характеристика детей с ДЦП.
Публикация «Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.
2.2.
Итоги. Работа специалистов по адаптационной образовательной программе.
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.
Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.
Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
• Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
1.2 Задачи программы.
Цель : осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата).
Задачи:
1. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.
2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.
3. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.
4. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.
5. Первичная диагностика.
6. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.
7. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.
8. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.
9. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.
10. Первичная диагностика.
1.3. Принципы построения работы:
1. Построение коррекционно-образовательной работы на основе тщательного изучения сохраненных и измененных функций организма.
2. Дифференцированный подход-учет возможностей ребенка и посрроение упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку
4. Системность - опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
5. Комплексное медико-педагогическое воздействие подразумеваетпроведение психологических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие разрушенных функций организма. Медицинское воздействие подразумевает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж
6. Соблюдение охранительного режима. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению
7. Развивающее обучение- связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;
8. Учет ведущего вида деятельности- основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
9. Вариативность детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;
10. Непрерывность- обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;
1.4. Характеристика детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%, речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.
Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.
Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности.
Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.
Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т. п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.
Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношения к происхождению ДЦП.
Пренатальные факторы.
конституция матери,
соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус,
вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);
физические травмы, ушибы плода;
осложнения предыдущей беременности;
физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение);
некоторые лекарственные препараты;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;
экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода, воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).
Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается.
К факторам, нарушающим развитие плода также относят следующие: вес менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей, генетические факторы.
Перинатальные факторы.
К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%, неправильное предлежание плода (7%, узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, скоротечные роды (11%, длительные потуги, искусственные роды – кесарево сечение (8%, патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности (27%, преждевременное отхождение вод (18%).
Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией – патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания и сердечной деятельности.
Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется по данным разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных преждевременно.
Постнатальные факторы.
На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:
— травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;
— инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,
— интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др. ,
— кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,
— осложнения после прививок,
— при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия.
Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор.
2. Содержательный раздел.
2.1Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.
.Образовательная программа включает 3 блока :
Диагностический блок (комплексная расширенная диагностика актуального развития ребенка, сбор анамнеза, диагностика внутрисемейных отношений, заполнение индивидуальной карты развития ребенка) проводится всеми специалистами ОУ.
Мониторинг динамики развития ребенка проводится 2 раза в год- осенью и весной.
Познавательный блок строится на основе комплексно-тематического планирования. Области общеобразовательной программы реализуются так :«Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели; «Физическое развитие» реализуют инструктор ЛФК, массажист, воспитатели. Ведущая роль в определение образовательной программы принадлежит учителю-дефектологу.
Коррекционно-педагогический блок строится на основе комплексно-тематического планирования. Области общеобразовательной программы реализуются так :«Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели; «Физическое развитие» реализуют инструктор ЛФК, массажист, воспитатели.
Диагностический блок.
Цель: Выявить уровень развития психических функций, способности к усвоению нового. Оптимальный прогноз дальнейшего обучения в школе.
Задачи: Определить, какие функции развиваются успешно, какие отстают в развитии.
Результаты диагностики отображаются в педагогической документации-индивидуальных картах психического развития.
Познавательный блок.
Направления познавательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями ОДА:
Развитие игровой деятельности
• Развитие речи, общения со сверстниками, формирования связной речи, пополнение активного и пассивного словаря
• Развитие мышления, памяти, внимания
• Развитие пространственных и временных представлений
• Развитие мелкой и крупной моторики, подготовка к письму
• Формирование элементарных математических представлений
Формирование психологической готовности к школьному обучению.
Коррекционный блок.
• Развитие познавательной деятельности осуществляет учитель-дефектолог
• Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед
• Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением
• Инструктор ЛФК проводит занятия по физическому воспитанию
• Воспитатель формирует навыки самообслуживания в ходе режимных моментов, организует деятельность на занятиях, вне занятий, на прогулках.
2.2. Работа специалистов по Адаптационной образовательной программе.
Деятельность учителя-дефектолога:
Диагностическая: (сентябрь, январь, май)
Коррекционно-развивающая:
• Проведение работы:
• - по ознакомлению с окружающим миром;
• - по развитию элементарных математических представлений.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
• Игровые упражнения.
• Напоминание.
• Объяснение, показ.
• Развивающие игры
НОД
• Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. занятия.
• Интегрированные занятия.
• Игровые занятия с использованием различного игрового оборудования.
• Оказание помощи детям, испытывающим затруднения.
• Включение специалистов в коррекционный процесс.
Самостоятельная деятельность детей
• Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
• Игры-экспериментирования.
• Наблюдения.
• Интегрированная детская деятельность
• (включение ребенком полученного опыта в его практическую деятельность- предметную, продуктивную, игровую).
Деятельность педагога-психолога:
Диагностическая: (сентябрь, январь, май). Обследование познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Психокоррекция эмоционально-волевой сферы:
• - Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.
• - Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
• -Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.
• -Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
• - Развивать произвольность поведения, саморегуляцию
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
• Беседы.
• Развивающие игры, игры с песком.
• Элементы релаксационных упражнений.
НОД
• Интегрированные занятия.
• Досуги.
• Этюды.
• Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.
• Самостоятельная деятельность детей
• Сюжетно-ролевые игры.
• Игры с правилами.
• Беседа.
• Рассматривание иллюстраций, пиктограмм.
• Рисование
• Индивидуальные и групповые игры-занятия:
• Подвижные игры,
• Элементы релаксационных упражнений.
Деятельность учителя-логопеда:
• Основной задачей работы учителя - логопеда является обучение детей самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыкам речевого общения.
• В коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии, игровые формы обучения детей.
• Система логопедической работы с детьми с нарушением ОДА включает: развитие и коррекцию слухового восприятия; развитие и коррекцию зрительного восприятия; развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
• Важное значение в логопедической работе имеет артикуляционная гимнастика. Она сочетается с биоэнергопластикой.
• Проводится работа по развитию моторики кистей и пальцев рук. Она включает:
1. пальчиковую гимнастику
• 2. работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;
3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Деятельность воспитателей: Воспитатели группы для детей с нарушениями ОДА, кроме образовательных задач, выполняют и коррекционо-развивающие задачи направленные на всестороннее развитие детей.
• Развитие речи
• Развитие предметной и игровой деятельности.
• Осуществляют работу в режимных моментах.
• Трудовое воспитание
• Изобразительную деятельность и конструирование.
Итоги:
1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этих группах создаются условия для оптимального развития для дошкольников с церебральным параличом.
2. Опыт работы показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно влияет на личностное развитие детей.
3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.
4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процесса на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.