Папки-передвижки

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

Алла Колесова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
▼ Скачать + Заказать документы

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья №89»

Адаптированная Дополнительная Общеразвивающая Программа

Название программы : Социально-Бытовое Ориентирование

Адресат программы : дети с расстройствами аутистического спектра (старшая группа)

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы : Колесова А. Ю., педагог дополнительного образования, средне-специальное образование

(ФИО, образование, квалификационная категория)

Публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа» размещена в разделах

2019 год

г. Ульяновск

1.1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 5 сентября 2019 года)».

3. Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (разработаны ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», направлены Министерством образования и науки Российской Федерации 26 марта 2016 года).

Проблемой социально-бытового ориентирования занимались с 1986 года следующие авторы: А. М. Щербакова, В. В. Гладкая, В. В. Воронкова, С. А. Казанкова, С. А. Львова, Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова, но ни учебников, ни рабочих тетрадей для детей сограниченными возможностями здоровья ещё до сих пор нет, поэтому существует необходимость составления данной программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность и ориентирована на детей с расстройствами аутистического спектра.

Дети с РАС с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни : навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Поэтому в основу занятий по социально-бытовой ориентировке положен интегративный подход, который предполагает освоение детьми с расстройствами аутистического спектра системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных, речевых и психофизических особенностей развития детей с РАС, уровня их знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений идет постепенно, последовательно и систематично.

Программа рассчитана на 40 часов в год (1 час в неделю).Необходимое количество часов на каждую тему определяет педагог, исходя из психофизических и индивидуальных особенностей детей с РАС.

Занятия проходят в очном режиме и являются в большей части практическими, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений; также на занятиях используются словесные (беседа, устное изложение) и наглядные (показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу) методы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель – овладение навыками социально-бытовой ориентировки для облегчения социально-психологической адаптации детей с РАС к современным условиям жизни.

Задачи:

- дать детям правильное представление и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначение и правила обращения с ними;

- выработать у детей навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

- познакомить детей с РАС с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;

- научить детей правилам поведения в общественных местах, научить вступать в общение с различными людьми в разных ситуациях;

- выработать у детей приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Название разделов, тем Количество часов

Всего Теория Практика

1 Понятие «социально-бытовая ориентировка» 1 1

2 Я и моя семья 2 1 1

3 Торговля 4 2 2

4 Мой дом, моя квартира 6 2 4

5 Техника, бытовые приборы. 5 1 4

6 Одежда, обувь, головные уборы. 10 2 8

7 Посуда. 5 2 3

8 Продукты питания. 7 2 5

  Итого: 40 13 27

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие

Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки (оснащение и оборудование кабинета, его назначение.

Знакомство с правилами поведения в кабинете СБОи техникой безопасности в нем.

2. Я и моя семья

Состав семьи, родственные отношения, Ф. И. О. членов семьи.

Быт семьи, распределение обязанностей между членами семьи. Взаимопомощь и забота друг о друге членов семьи.

Правила поведения в семье. Навыки общения и культуры поведения.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

3. Торговля

Виды торговых предприятий.

Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Правила поведения в общественных местах и речевой этикет покупателя.

Тестовое задание - определение назначения магазинов по витринам, вывескам.

4. Мой дом, моя квартира

Жилой дом. Виды квартир и подсобных помещений.

Правила поведения дома. Обязанности по дому.

Гигиенические требования – повседневная и еженедельная уборка жилого помещения. Правила, способы действий и их последовательность при уборке квартиры, дома.

Уход за мебелью. Способы ухода за мебелью с разным покрытием. Средства по уходу за мебелью, техника безопасности при их использовании.

Уход за зеркалами. Правила и приемы ухода за зеркалами. Техника безопасности при осуществлении ухода за зеркалами. Средства по уходу за зеркалами, приемы их использования, места приобретения.

Уход за бытовой техникой. Соблюдение техники безопасности при уборке бытовых приборов. Выбор и покупка моющих средств.

5. Техника, бытовые приборы

Дать представление об основных бытовых приборах дома, почему они так называются; рассказать о назначении бытовой техники, как с ней обращаться.

Пользование плитой.  Ориентирование в конфорках и соответствующих им включателях, включение и выключение конфорок, регулирование режима их работы. Техника безопасности при работе с плитой.

Пользование стиральной машинкой; правила включения и выключения. Установление подходящего режима для стирки.  Меры безопасности при работе со стиральной машинкой.

Пользование утюгом; правила включения и выключения. Терморегулятор утюга.  Меры безопасности при работе с утюгом.

Обращение с кухонной техникой (электрочайник, микроволновая печь и др.) : правила и приемы пользования, уход, техника безопасности.

6. Одежда, обувь, головные уборы

Поговорить о видах одежды, головных уборах и обуви, об их назначении.

Уход за головными уборами.  Правила и приемы повседневного ухода за головными уборами. Места и способы хранения головных уборов в квартире, доме. Подготовка сезонных головных уборов к хранению.

Уход за обувью – мойка и чистка. Подготовка сезонной обуви к хранению (набивание газетной бумагой, укладывание в коробки).

Мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговиц. Способы пришивания пуговиц с отверстиями. Правила безопасной работы с иглой и ножницами.  

Выведение пятен в домашних условиях. Правила выведения пятен от молока, мороженого, шоколада, жирных и фруктовых пятен и др. Особенности удаления свежих и старых пятен. Средства для выведения пятен с одежды (жидкие, порошкообразные; с хлором и без него). Техника безопасности при работе со средствами выведения пятен.

Стирка одежды в стиральной машинке.  Особенности ручной стирки и сушки одежды из шерстяных тканей. Использование кондиционера при полоскании выстиранных вещей.

Глаженье одежды.  Правила и приемы глаженья нижнего и постельного белья (наволочек, простыней, полотенце, рубашек, блузок. Особенности глаженья одежды из шерстяных тканей.

Практическая работа по складыванию и развешиванию одежды в шкафу.

7. Посуда

Кухонные принадлежности и приборы, посуда – кухонная, столовая, чайная.

Практическое занятие «Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды».Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами.

Правила сервировки стола.

Правила приема пищи и поведения за столом

8. Продукты питания

Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.

Практический урок: способы определения доброкачественных и испорченных продуктов, блюд. Избавление от пищевых отходов и испорченных продуктов, блюд.

Практический урок «Чай», «Сервировка стола к чаю».

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Проверочная работа «Правила пользования электроплитой».

Практический урок «Фруктово-ягодный салат».

Практический урок – приготовление салата «Винегрета» из отварных овощей.

1.4. Планируемые результаты

В результате обучения по программе ребенок будет знать : В результате обучения по программе у ребенка сформируется навык:

-состав семьи, их фамилии, имена, отчества;

- быт семьи, распределение обязанностей между членами семьи;

- правила поведения при встрече

и расставании;

-формы обращения с просьбой, вопросом;

-основные виды магазинов, их назначение;

-виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них;

- систему действий, правила поведения и речевого этикета покупателя и посетителя  в магазинах;

- виды жилых помещений и их назначение;

- правила, способы действий и их последовательность при уборке квартиры, дома;

- о способах ухода за мебелью с разным покрытием;

- о средствах по уходу за мебелью, технике безопасности при их использовании;

- правила и приемы ухода за зеркалами, технику безопасности при осуществлении ухода за зеркалами.

- виды бытовых приборов и их назначение;

- технику безопасности при работе с электроплитой, электрочайником, стиральной машиной, правила безопасной работы с бытовыми приборами;

- виды одежды, обуви, головных уборов и их назначение;

- правила и приемы ухода за одеждой, головными уборами и обувью из различных материалов;

- правила ручной стирки и сушки одежды из шерстяных тканей;

- о правилах использования кондиционера при полоскании выстиранных вещей;

- о правилах и приемах глаженья белья, рубашек, блузок, брюк;

- виды посуды и столовых приборов;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- правила безопасной работы с режущими инструментами и разделочной доской;

- санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой и кухонными приборами;

- правила мытья (чистки) посуды и уборки помещения;

- способы и места хранения продуктов питания и приготовленных блюд (в холодильнике, в продуктовом шкафу и др.);

- способы определения доброкачественных и испорченных продуктов, блюд;

- правила избавления от пищевых отходов и испорченных продуктов, блюд;

- правила приема пищи и поведения за столом;

- правила сервировки стола;

- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

-правила заваривания чая;

- правила варки макарон: способы действий и их последовательность; время, необходимое для приготовления;

- правила выкладывания салата из миски в салатницу и способы украшения салата. -исполнения определенных обязанностей в семье;

- правильного поведения в семье;

- правильно вести себя при встречи и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

-тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

- соблюдения правил поведения и речевого этикета покупателя и посетителя  в магазинах;

- соблюдения правил, способов действий при уборке квартиры, дома;

- ухода за мебелью с разным покрытием;

- соблюдения техники безопасности при использовании средств по уходу за мебелью;

- ухода за зеркалами, соблюдения техники безопасности при осуществлении ухода за ними;

- пользования печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам;

- ориентироваться в конфорках и соответствующих им включателях электроплиты;

- включать и выключать плиту, регулировать режим  работы конфорок;

- соблюдения техники безопасности при работе с бытовыми приборами;

- подбирать одежду, головные уборы, обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, спортивная;

- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

- сушить и чистить одежду;

- подготавливать одежду, головные уборы и обувь к сезонному хранению;

- стирать небольшие шерстяные вещи (варежки, шарф, носки);

- гладить вещи и предметы постельного белья;

-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

-  убирать за собой грязную посуду;

- класть продукты питания и приготовленные блюда в места хранения;

- определять доброкачественные и испорченные продукты, блюда;

- безопасно для здоровья избавляться от пищевых отходов и испорченных продуктов, блюд;

- строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами и разделочной доской;

- резать ножом продукты;

-нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;

-отваривать макароны;

- выкладывать салат из миски в салатницу, украшать салат;

-накрывать на стол;  сервировать для себя и близких чайный стол;

- правильно сидеть за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график

Группа детей Дата начала занятий

Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных часов Режим занятий

1 группа 8-14 лет 2 сентября 2019 года 30июня 2020 года 40 40 1 раз в неделю

2 группа 10-13 лет 2 сентября 2019 года 30 июня 2020 года 40 40 1 раз в неделю

3 группа 10-15 лет 2 сентября 2019 года 30 июня 2020 года 40 40 1 раз в неделю

4 группа 8-11 лет 2 сентября 2019 года 30 июня 2020 года 40 40 1 раз в неделю

5 группа 7-12 лет 2 сентября 2019 года 30 июня 2020 года 40 40 1 раз в неделю

2.2. Условия реализации программы

Условия организации занятий для детей с РАС по программам дополнительного образования :

- постепенное дозированное введение ребенка с РАС в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «педагог – ученик». На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая к правилам взаимодействия в группе;

- возможность чередования сложных и легких заданий;

- объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала, не нарушая стереотипа поведения в рамках занятия и не создавая трудностей в работе с учебными материалами;

- формирование учебного и временного стереотипа: у ребенка с РАС должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания. Также в дистанционной форме можно предупредить ребенка заранее о предстоящем занятии;

- дозированное введение новизны;

- при невозможности вербального взаимодействия использовать альтернативные средства коммуникации для обеспечения обратной связи.

Материально-техническое оснащение кабинета социально-бытовой ориентировки:

- стол учительский, стул, ученические стулья, доска; вещевой шкаф; кухонный гарнитур, рабочий стол; раковина; электроплита; холодильник; электрочайник; микроволновая печь; утюг; гладильная доска; напольная сушилка для белья; стиральная машина;

- кухонное оборудование: кастрюли, сковороды, дуршлаг, сито, чайник, салатницы, столовые приборы, сервизы, терка, разделочные доски, наборы кухонных ножей, ложки разливочные, лопатки, скалка, наборы сервировочные; венчик; скатерть; салфетки.

- приспособления и инструменты для ремонта одежды;

- чистящие и моющие средства; тазы;

- средства по уходу за посудой, губки, тряпки, полотенца.

2.3. Формы аттестации

Формой аттестации по программе является открытое занятие «Приготовление фруктово-ягодного салата».

Методами отслеживания результативности программы являются :

-педагогическое наблюдение;

-педагогический анализ выполнения заданий по приготовлению, соблюдению техники безопасности при работе, задания по сервировке стола, активности детей на занятии, умения взаимодействовать друг с другом, речевого этикета – общения со сверстниками, взрослыми, правил поведения за столом.

2.4. Методические материалы

Методическое обеспечение программы представлено в виде таблицы:

Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации деятельности (в рамках занятия) Дидакти-

ческий материал Техни-

ческоеосна-

щение

занятий Формы подведения итогов

Вводное занятие Устное изложение, беседа. Показ объектов, наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками. Настольная игра «Для чего нам это нужно?» Оборудование предмета СБО

Я и моя семья Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание иллюстрации по теме «Семья». Показ членов семьи на иллюстрации по просьбе педагога.

Рассматривание семейных фотографий и называние членов семьи. Чтение педагогом художественной литературы.

Практические действия по формированию навыка вежливого общения со взрослыми. Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал: «Семья»,

«Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Первые уроки этикета»; настольно-печатная игра «Правила этикета»; сюжетно-ролевая игра «Семья».

Торговля Беседа, обучение, практические упражнения. Рассматривание иллюстраций реальных объектов торговых помещений, магазинов. Дидактические игры и упражнения на запоминание продуктов в специализированных отделах магазинов. Моделирование ситуации –практическое занятие покупка продуктов вместе с педагогом. Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме

«Магазин»; сюжетно-ролевая игра «Магазин», настольно-печатная игра «Где это можно купить?» Игровой набор «Магазин». Тестовые задания -

Определение назначения магазинов по витринам, вывескам.

Мой дом, моя квартира Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание иллюстраций, фотографий с различными интерьерами. Практические упражнения, дидактические и ролевые игры, способствующие усвоению понятий «дом», «квартира» и запоминанию предметов мебели и их расположению в квартире. Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме «Мой дом».

Комплект карточек С. А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице».

Наглядные СО

(инвентарь для уборки). Тестовые карточки по уходу.

Техника, бытовые приборы Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание реальных объектов, предметных картинок. Практические упражнения, дидактическиеигры, способствующие усвоению понятий «техника», «бытовые приборы», и запоминанию практического значения бытовых приборов. Показ педагогом приемов исполнения. Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме «Бытовые приборы», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка с бытовыми приборами», настольная игра «Что у меня есть дома». Таблицы по ПТБ при работе с бытовыми приборами. Наглядные СО

(бытовая техника кабинета СБО, инвентарь для уборки). Тестовое задание – выполнение пошаговой инструкции на карточке.

Одежда, обувь, головные уборы Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание реальных объектов, предметных картинок. Обследование объектов, наблюдение за объектами. Настольно-печатные игры и упражнения на распознавание одежды, головных уборов и обуви. Игры с разрезными картинками.

Практические упражнения по уходу за одеждой, головными уборами и обувью с помощью педагога. Показ педагогом приемов исполнения. Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме

«Одежда. Головные уборы. Обувь».

Таблица

«Правила безопасной работы швейными

инструментами».

Карточки с символами ухода за одеждой, головными уборами и обувью. Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Наглядные СО

(одежда, обувь, головные уборы,предметы ухода, средства по уходу за одеждой, головными уборами, обувью). Оборудование для стирки, глаженья одежды (стиральная машина, утюг, напольная сушилка, доска гладильная).

Тестовое задание –выполнение пошаговой инструкции на карточке.

Посуда Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание иллюстраций, реальных объектов. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние посуды. Игры с разрезными картинками. Практические действия – мытьё посуды.

Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме «Посуда». Настольно-печатная игра «Готовим еду», «Правила этикета». Наглядные СО

(посуда, кухонные принадлежности, инвентарь для мытья посуды). Тестовое задание – сервировка стола.

Продукты питания

Обучение, беседа, практические упражнения. Рассматривание реальных объектов, иллюстраций. Наблюдение за объектом, обследование объекта. Дидактические игры, способствующие запоминанию названий продуктов питания. Игры с разрезными карточками. Таблицы «Мебель и оборудование кухни», «Хранение продуктов и готовой пищи»,«Столовая, кухонная и чайная посуда», «Приготовление фруктово-ягодного и овощного салатов», «Сервировка стола», «Гигиена питания». Наглядно–дидактические пособия, демонстрационный материал по теме

«Продукты питания».

Настольно-печатные игры «Съедобное-несъедобное», «разложи продукты по тарелкам». Карточки с пошаговой инструкцией по приготовлению салатов, отваривания макарон. Наглядные СО – оборудование кабинета СБО, продукты питания.

Открытое занятие.

3. Список литературы.

Основная:

Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида : Методическое пособие. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Щербакова А. М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида : Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Хилько А. А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб. : филиал издательства «Просвещение», 2006.

Дополнительная :

Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г. ;

Х. Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г. ;

Н. М. Волчек, Е. А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
Опубликовано: 19 марта 2020 в 08:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа» (включая файлы) размещена пользователем Алла Колесова (УИ 2237271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД