Ольга Зайцева
Адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентиры».
▼ Скачать + Заказать документы
Перед проведением диагностики, мы сопоставили аналог предложенного диагностического материала с индивидуальными и возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с методикой М. Рокича «Ценностные ориентиры», изучили модифицированную методику М. Рокича, предложенную кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО, провели пробные тесты, и пришли к выводу, что необходимо адаптировать диагностическую методику с учетом возрастных особенностей детей.
Публикация «Адаптированная методика М, Рокича „Ценностные ориентиры“,» размещена в разделах
Как известно, у детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов. И в то же время, чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память. Следовательно, помимо словесной инструкции необходимо было обеспечить опору на картинку-символ. Какой же должна быть картинка: привлекательной или достаточно нейтральной, яркой и красочной или черно-белой, с изображением знакомого мультяшного персонажа или схематичной? Оказалось, что выбор картинки стал весьма сложной задачей. Дополнительная привлекательность и признаки, вызывающие субъективную оценку, играли не в нашу пользу, так как основной целью методики является выявление ценностных ориентиров. Итак, мы остановились на следующих моментах:
- картинка должна быть черно-белой;
- с крупным изображением, имеющими четкие контуры;
- учитывать гендерный подход: для девочек картинки с изображением девочки, для мальчиков с изображением мальчика;
- достаточно схематичной, не вызывающей, никаких дополнительных ассоциаций;
- картинки не ламинировать и не вставлять в файлы, чтобы блики не мешали восприятию и не отвлекали внимание;
- ее основной задачей становится подкрепление словесной инструкции взрослого (варианты демонстрационного материала представлены ниже).
Большое значение при проведении диагностического исследования имеет обстановка, окружающая ребенка. Какие дополнительные условия необходимо соблюдать? Во-первых, минимизировать необычные предметы, которые могут надолго задержать внимание ребенка, обратить внимание на хорошее освещение. Во-вторых, заранее подготовить материал, бланк для регистрации ответов детей.
В- третьих, и это очень важный момент, установление доверительного, эмоционально-положительного контакта и взаимопонимания перед опросом. Незаменимую роль здесь играют обычные средства общения: непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка, выражение заинтересованности чем-либо. Обследование должно превратиться для дошкольника в приятную беседу.
Задание №1 «Что ценней всего на свете?»
Цель методики : выявить приоритетные для ребенка жизненные ценности.
Материал: картинки (Приложение1).
Установить с ребенком контакт и четко дать инструкцию.
Инструкция: «Посмотри на картинки. На этой картинке у девочки (мальчика) много денег, здесь девочка (мальчик) красивая (ый) и привлекательная (ый, на этой картинке девочка (мальчик) живет в счастливой семье, на этой картинке девочка (мальчик) здоровая (ый, на этой имеет много друзей. Какие из перечисленных условий ты считаешь самым важным для твоей счастливой жизни? Выбери картинку». Ребенок выбирает картинку, я кладу ее первой слева направо. Продолжаю далее проговаривать инструкцию. «Посмотри на оставшиеся картинки. На этой картинке у девочки (мальчика) много денег, здесь девочка (мальчик) красивая (ый) и привлекательная (ый, на этой картинке девочка (мальчик) живет в счастливой семье, на этой картинке девочка (мальчик) здоровая (ый). Какие из перечисленных условий ты считаешь самым важным для твоей счастливой жизни? Выбери картинку. Ребенок выбирает картинку, я кладу ее второй слева направо, и т. д. пока не закончатся картинки.
Таким образом выстраивается цепочка иерархических ценностей (от самого важного условия до наименее важного). Результаты заносятся в таблицу №1 (см. выше).
Обработка результатов: на основе подсчета баллов высчитывается индекс (среднее арифметическое) каждой группы и оценивается максимальный рейтинг условий счастливой жизни или ценностей в исследуемой группе.
Задание №2 «Как сохранить свое здоровье?»
Цель методики : выявить уровень сформированности у ребенка знаний об условиях сохранения и улучшения своего здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
Материал: универсальная карта с картинками, которая используется для всех детей, (приложение №2, таблица для регистрации выбора ребенка, разноцветные фишки (вырезанные картонные круги цветов радуги, а также черного и белого цвета, фломастеры или карандаши тех же цветов.
Ребенку предлагается выбрать из множества разноцветных фишек любые четыре, которые ему нравятся, и положить перед собой. Затем предлагаем поработать на диагностической карте.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Что на них нарисовано? (Ребенок рассматривает картинки. Педагог повторят инструкцию два раза. Первый раз - для правильного восприятия ребенком картинок в качестве ознакомления, второй раз - для осмысления ребенком и выбора).
«Чтобы быть здоровым, нужно: регулярно заниматься спортом; лечиться у хорошего врача; иметь деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал; знать о том, как заботиться о своем здоровье; хорошо отдыхать; жить в хороших природных условиях (чистый воздух, вода); ежедневно выполнять правила здорового образа жизни (соблюдать режим дня, регулярно питаться, заниматься физкультурой и. т. д.). Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из всех условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя. Можешь отметить их в соседней клеточке любой понравившейся фишкой.»
Результаты заносятся в таблицу №2 (см. выше).
Обработка результатов: для каждого ребенка на основе положительного отношения оценивается 4 важных условия для сохранения своего здоровья. Затем на основе среднего арифметического высчитывается среднее значение в группе для каждой категории инструментальных ценностей.