Получи документы

Активизация познавательной деятельности детей младше-среднего возраста посредством использования форм детского фольклора (1 фото)

Светлана Ефремова
Активизация познавательной деятельности детей младше-среднего возраста посредством использования форм детского фольклора

Активизация познавательной деятельности детей младше-среднего возраста посредством использования форм детского фольклора

Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества.

Публикация «Активизация познавательной деятельности детей младше-среднего возраста посредством использования форм детского фольклора» размещена в разделах

Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора. Обычно это напеваемая мелодия или песня, для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

- Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток

Там пташки поют

Тебе спать не дадут.

Героями других колыбельных песен являются «Сон», «Дрема», «Угомон».

- Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Угомон тебя возьми,

Угомон тебя возьми,

Наша детка сладко спи.

- Ходит Сон близ окон,

Бродит Дрёма возле дома,

И глядят, все ли спят.

В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот.

Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Небольшой стишок или песенка, сопровождающая действия родителей.

- Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

- Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

- Ручки-ручки — потягушки

И ладошки — похлопушки.

Ножки-ножки — топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

- С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки — Чмок.

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

- Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

«Ах, какая наша пчелка работящая!»

- Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

Загадка – это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

- В воде купался, а сух остался. (Гусь)

- Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы)

- Есть семь братьев, годами равные именами разные. (Дни недели)

- То черное полотно, то белое полотно закрывает окно. (День и ночь)

- Вьется веревка на конце головка. (Змея)

- Без рук, без ног ползет. (Червяк)

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

«Жизнь дана на добрые дела»

«Красна речь поговоркой»

«На бога надейся, а сам не плошай»

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»

«Мокрый дождя не боится»

«Маленький, да удаленький»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

«Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует»

«Трусливому зайке и пенек – волк»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Был бы обед, а ложка сыщется»

«Испокон века книга растит человека»

Поговорка – это меткое яркое выражение без заключения. Часто имеет юмористический характер. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит поучительный смысл.

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздем — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«Да, кудри извилин не заменят!»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень».

Считалки – это веселые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит в игре.

- Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

- Эники, беники ели вареники,

Эники, беники съели вареники,

Эники, беники, хоп! Вышел зелёный сироп.

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Утренние потешки.

- Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

- Мы проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

- Солнышко, солнышко, загляни в окошко.

Загляни в окошко, разбуди Сережку.

Потешки от слез.

- Не плачь, не плачь, куплю калач.

Не хныч, не ной, куплю другой.

Слезы утри, дам тебе три.

- У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

- У лисы боли,

У волка боли,

А у Ванечки

Боль на веточку

В лес улети.

- Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

- Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

- Любопытной Варваре

На базаре нос оторвали.

- Дядя хрюша - повторюша,

А по имени Индюша.

Все тарелки облизал,

А спасибо не сказал!

-Я скажу тебе на ушко

Про зеленую лягушку.

Никому не говори,

Потому что это ты.

Скороговорки – сложно-выговариваемые фразы, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. - В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

- Бобр Добр для бобрят.

- Дятел дуб долбил, да не додолбил.

-Ехал грека через реку,

Видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

- На иве галка,

На берегу галька.

Небылица – вымысел, то, чего не может быть.

- Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Частушка – короткая песенка, обычно юмористического содержания.

- Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

- Петя ловко ловит рыбу

Может плотик смастерить,

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить!

- Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям…

- Жавороночки, на соломочке,

Прилетите нам, принесите нам,

Весну красную,

Тепло летушко,

Зелен покос,

Уходи, седой мороз!

- Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

- Гром гремучий,

Тресни тучей,

Дай дождя,

С небесной кручи.

- Солнышко – вёдрышко,

Загляни в оконышко,

Там твои детки,

Кушают конфетки,

Всем раздают,

А тебе не дают!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация познавательной деятельности детей младше-среднего возраста посредством использования форм детского фольклора
Опубликовано: 30 мая 2022 в 11:59
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД