Ирина Зыкова
Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом регистрируется все большее число детей с различными проблемами развития. Значительную их часть составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых наблюдается отставание в степени сформированности когнитивных функций, в том числе речи.
Масштабное исследование ЗПР как своеобразной патологии развития детей сложилось в российской дефектологии в 1960-е годы прошлого столетия (Т. Д. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Данный термин предложила Г. Е. Сухарева, отметившая присутствие у детей с задержкой психического развития разрыва между интеллектуальным развитием и возрастом, кроме того подчеркнувшая кратковременный вид задержки, которая, в отличие от умственной отсталости, со временем корректируется [4].
Публикация «Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
ЗПР, отмечает Л. Н. Блинова, носит обратимый характер психического развития ребенка, который выражается в замедлении его темпа, нехватке совокупности знаний, ограниченности идей, незрелости операций мышления, плохой интеллектуальной сосредоточенности, доминировании игровых интересов, ограниченном словарном запасе, несовершенной грамматической структуре, наличии недостатков в произношении и распознавании звуков, слабой языковой активности [2, с. 32].
Переход на новые, более сложные программы ухудшил и без того тяжелое состояние регулярно отстающих учащихся с ЗПР. Следовательно, чем ранее начнется коррекционная деятельность, тем более благоприятным станет результат.
Коррекцией речи учащихся с ЗПР и процесса их обучения занимаются специально подготовленные логопеды, дефектологи. Одним из наиболее интересных и одновременно эффективных методов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста является техника изотерапии. Использование изотерапии позволяет не только разнообразить занятия, но и поддерживать высокий интерес учащегося с задержкой психического развития к взаимодействию, благоприятно повлиять на коррекцию речи.
В настоящее время изотерапия предназначена для решения многих коррекционных, логопедических задач, поэтому ее изучение является достаточно важным и интересным для специалистов. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская отмечают, что изотерапия является наиболее подходящим методом коррекции речевых нарушений [1].
Изотерапия – выражение своих чувств и эмоций с помощью различных визуальных (художественных) средств. Творческая деятельность учит детей с задержкой психического развития видеть окружающий мир во всей его красоте, любить свой родной край и беречь природу, прививает нравственные ценности. Приобщение к искусству на всю дальнейшую жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит его видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятия творчеством помогают детям развивать наблюдательность, речь, зрительное и пространственное мышление, способствуют формированию эстетического восприятия, развитию мелкой моторики руки, а значит и психики.
Наряду с терапией, осуществляемой в комплексе, утверждает Е. А. Медведева, изотерапия в работе с детьми с ЗПР не требует больших усилий, но оптимизирует коррекционный речевой процесс, способствуя оздоровлению всего детского организма [1, с. 24].
В настоящее время в работе с детьми с ЗПР широко используются следующие техники изотерапии (рис. 1).
Рис. 1. Техники изотерапии
Правильно подобранные техники изотерапии, говорят Н. А. Гурдаева, Г. Н. Кобякова, способствуют развитию коммуникативных навыков, фонематического восприятия и слуха, графических навыков, обогащают словарный запас, формируют навыки словообразования, слоговой структуры слова, совершенствуют лексико-грамматические средства языка [3, с. 94].
В ходе изотерапии дети воспринимают речевые задания как часть творческой игры, с удовольствием отвечая на все вопросы учителя-логопеда. Речевая работа проводится и на всех этапах ручной деятельности старших дошкольников. По завершении рисования с дошкольниками организуется обсуждение получившегося изображения, где они делятся своими впечатлениями, учатся подбирать определения, сравнивать нарисованные объекты.
На занятиях изотерапией учителем-логопедом создаются проблемные ситуации, способствующие активизации речевой деятельности детей с ЗПР. Данные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Наиболее эффективным приемом работы с детьми, по мнению Н. А. Гурдаевой, Г. Н. Кобяковов, является коллективное составление текста по рисунку [3, с. 95]. Старшие дошкольники учатся выстраивать сюжетную линию, развивают логическое мышление, начинают включать в речь разнообразные средства связи между смысловыми элементами высказывания, что оказывает положительное влияние на осознание структурной организации текста.
Таким образом, задержка психического развития представляет собой обратимое психическое развитие, которое проявляется в замедлении его темпа. Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются низкой речевой активностью и наличием речевых нарушений.
Наиболее доступной технологией, применяемой с целью коррекции самых различных нарушений, в том числе и речевых, является изо-терапия, которая способствует развитию коммуникативных навыков, фонематического восприятия и слуха, графических навыков, обогащает словарный запас, формирует навыки словообразования, слоговой структуры слова, совершенствует лексико-грамматические средства языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова; М-во образования Рос. Федерации. Упр. спец. образования. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 132 с.
3. Гурдаева, Н. А. Изотерапия в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] // Н. А. Гурдаева, Г. Н. Кобякова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 8. – С. 93-95. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izoterapiya-v-rabote-uchitelya-logopeda.
4. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] : Избр. главы / Г. Е. Сухарева. – М. : Никулин А. Л., 1998. – 319 с.