Приложение МААМ

Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии

Ирина Зыкова
Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом регистрируется все большее число детей с различными проблемами развития. Значительную их часть составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых наблюдается отставание в степени сформированности когнитивных функций, в том числе речи.

Масштабное исследование ЗПР как своеобразной патологии развития детей сложилось в российской дефектологии в 1960-е годы прошлого столетия (Т. Д. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Данный термин предложила Г. Е. Сухарева, отметившая присутствие у детей с задержкой психического развития разрыва между интеллектуальным развитием и возрастом, кроме того подчеркнувшая кратковременный вид задержки, которая, в отличие от умственной отсталости, со временем корректируется [4].

Публикация «Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии» размещена в разделах

ЗПР, отмечает Л. Н. Блинова, носит обратимый характер психического развития ребенка, который выражается в замедлении его темпа, нехватке совокупности знаний, ограниченности идей, незрелости операций мышления, плохой интеллектуальной сосредоточенности, доминировании игровых интересов, ограниченном словарном запасе, несовершенной грамматической структуре, наличии недостатков в произношении и распознавании звуков, слабой языковой активности [2, с. 32].

Переход на новые, более сложные программы ухудшил и без того тяжелое состояние регулярно отстающих учащихся с ЗПР. Следовательно, чем ранее начнется коррекционная деятельность, тем более благоприятным станет результат.

Коррекцией речи учащихся с ЗПР и процесса их обучения занимаются специально подготовленные логопеды, дефектологи. Одним из наиболее интересных и одновременно эффективных методов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста является техника изотерапии. Использование изотерапии позволяет не только разнообразить занятия, но и поддерживать высокий интерес учащегося с задержкой психического развития к взаимодействию, благоприятно повлиять на коррекцию речи.

В настоящее время изотерапия предназначена для решения многих коррекционных, логопедических задач, поэтому ее изучение является достаточно важным и интересным для специалистов. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская отмечают, что изотерапия является наиболее подходящим методом коррекции речевых нарушений [1].

Изотерапия – выражение своих чувств и эмоций с помощью различных визуальных (художественных) средств. Творческая деятельность учит детей с задержкой психического развития видеть окружающий мир во всей его красоте, любить свой родной край и беречь природу, прививает нравственные ценности. Приобщение к искусству на всю дальнейшую жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит его видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятия творчеством помогают детям развивать наблюдательность, речь, зрительное и пространственное мышление, способствуют формированию эстетического восприятия, развитию мелкой моторики руки, а значит и психики.

Наряду с терапией, осуществляемой в комплексе, утверждает Е. А. Медведева, изотерапия в работе с детьми с ЗПР не требует больших усилий, но оптимизирует коррекционный речевой процесс, способствуя оздоровлению всего детского организма [1, с. 24].

В настоящее время в работе с детьми с ЗПР широко используются следующие техники изотерапии (рис. 1).

Рис. 1. Техники изотерапии

Правильно подобранные техники изотерапии, говорят Н. А. Гурдаева, Г. Н. Кобякова, способствуют развитию коммуникативных навыков, фонематического восприятия и слуха, графических навыков, обогащают словарный запас, формируют навыки словообразования, слоговой структуры слова, совершенствуют лексико-грамматические средства языка [3, с. 94].

В ходе изотерапии дети воспринимают речевые задания как часть творческой игры, с удовольствием отвечая на все вопросы учителя-логопеда. Речевая работа проводится и на всех этапах ручной деятельности старших дошкольников. По завершении рисования с дошкольниками организуется обсуждение получившегося изображения, где они делятся своими впечатлениями, учатся подбирать определения, сравнивать нарисованные объекты.

На занятиях изотерапией учителем-логопедом создаются проблемные ситуации, способствующие активизации речевой деятельности детей с ЗПР. Данные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Наиболее эффективным приемом работы с детьми, по мнению Н. А. Гурдаевой, Г. Н. Кобяковов, является коллективное составление текста по рисунку [3, с. 95]. Старшие дошкольники учатся выстраивать сюжетную линию, развивают логическое мышление, начинают включать в речь разнообразные средства связи между смысловыми элементами высказывания, что оказывает положительное влияние на осознание структурной организации текста.

Таким образом, задержка психического развития представляет собой обратимое психическое развитие, которое проявляется в замедлении его темпа. Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются низкой речевой активностью и наличием речевых нарушений.

Наиболее доступной технологией, применяемой с целью коррекции самых различных нарушений, в том числе и речевых, является изо-терапия, которая способствует развитию коммуникативных навыков, фонематического восприятия и слуха, графических навыков, обогащает словарный запас, формирует навыки словообразования, слоговой структуры слова, совершенствует лексико-грамматические средства языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.

2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова; М-во образования Рос. Федерации. Упр. спец. образования. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 132 с.

3. Гурдаева, Н. А. Изотерапия в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] // Н. А. Гурдаева, Г. Н. Кобякова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 8. – С. 93-95. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izoterapiya-v-rabote-uchitelya-logopeda.

4. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] : Избр. главы / Г. Е. Сухарева. – М. : Никулин А. Л., 1998. – 319 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Полифункциональное пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Речевой калейдоскоп»Полифункциональное пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Речевой калейдоскоп» Нам, воспитателям, часто приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии
Опубликовано: 19 августа 2022 в 11:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами изотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зыкова (УИ 1584913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД