Надежда Евгеньевна Зонова
Активизирующее общение с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Активизирующее общение воспитателя с детьми
Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации; они направляют на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт. Игровые проблемные ситуации могут быть созданы путем изменения предметно-игровой седы, так и с помощью активизирующего общения взрослого с детьми по содержанию игры.
Общение воспитателя с детьми называется активизирующем, этим подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.
Публикация «Активизирующее общение с детьми» размещена в разделах
Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу совершенствования.
Во время обогащения игрового опыта воспитатель особым образом обучает детей, передавая им игровой опыт. В ходе активизирующего общения воспитатель отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление самостоятельности, инициативности, творчества в игре. Игровые проблемные ситуации в процессе активизирующего общения ставятся с учетом уровня актуального развития и ребенок их может разрешить самостоятельно.
При организации предметно-игровой среды и осуществлении активизирующего общения в процессе игры создаются игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельно постановке игровых задач, решению их разнообразными предметными и ролевыми способами, а также к их взаимодействию. Правильная организация предметно-игровой среды косвенным образом выступает активизирующим фактором, привлекающим детей к игре.
Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развить у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, обогащать способы игрового отображения действительности, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность и творчество в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.
Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, среди них особое место отводится косвенным- советам, напоминаниям, поощрениям. Большое значение приобретает постановка игровых проблемных ситуации. Проблема, которая ставится в процессе игры, должна находиться в зоне ближайшего развития, воспитатель активизирует ребенка самостоятельно решить ее, при этом оказывает незначительную помощь. В результате обогащается игровой опыт у ребенка.
Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры :
1. Воспитатель не играет за детей, не дает им готового решения, он активизирует их к проявлению инициативы, творчества, самостоятельности.
2. Воспитателю необходимо заранее продумывать общение, чтобы оно было целенаправленным и оправданным. Полезно заранее продумывать задачи активизирующего общения, а также планировать примерное содержание проблемных ситуаций, которые будут применяться в процессе руководства игрой.
3. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно т. е. когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее освоенные игровые умения.
4. Воспитатель должен включаться в игры тактично, деликатно, осторожно, чтобы не разрушить игровые замыслы, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие должно быть гибким и непринужденным.
Для соблюдения этих требований педагог должен обладать определенными личностными качествами: быть доброжелательным, внимательным, не вызывать своим участием у них страх, тревогу, проявлять тактичность, гибкость в поведении, творчество, креативность, артистизм.
Использование демократического стиля педагогического общения может привести к положительным результатам в организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры.
Признание необходимости активизирующего общения не означает постоянное участие взрослого в играх, руководство можно осуществлять и не являясь участником игры.
Литература: Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.