Татьяна Терентьева
Актуальность развития восприятия в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Если ребёнок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечёт за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные и своевременные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребёнка [1, с. 4-6].
Публикация «Актуальность развития восприятия в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Данная тема исследуется в работах таких авторов, как: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Т. С. Комаровой, Е. Е. Кравцовой и др.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребё нка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребёнок активно познаёт воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познаёт законы общения, социальные отношения, характеры, социальные роли людей. А дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и мышления. Игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребёнка [1, с. 5-6].
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета не отделяются от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их принадлежащими предмету. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребёнок осваивает приё мы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и др. В процессе познания ребё нок знакомиться с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о цветах спектра, белом и чёрном, о параметрах величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. Знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений [1, c. 6-7].
Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности [2, с. 5-6].
Главным условием является обучение ребёнка действиям с предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребёнку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.
Развитие восприятия определяется тремя составляющими — перцептивными действиями, которые заключаются в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств (информативных точек, сенсорными эталонами, представляющими собой устойчивые образы, и действиями соотнесения образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучить ребёнка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребёнок их освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и получать правильные представления о них, что в дальнейшем заложит, предпосылки к развитию любознательности и познавательной активности.
На первых этапах развития восприятия перцептивные действия примитивны и сразу переходят в исполнительские по воздействию на предмет: захватывание, бросание, манипулирование. Поэтому образ предмета у ребёнка, очень приблизительно отражает предмет, он не расчленён, то есть не выделяются отдельные свойства, детали, части, особенности.
В дальнейшем развитии ребёнок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему выделить свойства предметов, количество таких обследовательских действий увеличивается при действии с предметами. Он начинает разглядывать, ощупывать предметы руками, затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях. Ребёнка обучают таким перцептивным действиям, как прикладывание предметов друг к другу для сравнения, наложения, измерения. Благодаря таким действиям образ предмета становится дифференцированным.
У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов, с которыми он сравнивает предмет. Меняется характер перцептивных действий, в них увеличивается доля зрительного обследования. Ребё нок может мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Что помогает сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определённом соотношении друг с другом, тогда образ называют системным. Восприятие становится психическим процессом, всё больше осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, выполняющиеся в уме, создают условия для формирования мышления, что говорит о готовности к школьному обучению [1, c. 9-11].
Из этого следует, что включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему. Иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Незавершённость в развитии процессов восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Литература:
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
2. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
3. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник вузов. 3-е изд., перераб. - СПб. : Питер. 2009. - 304 с.