Папки-передвижки

Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения

Елена Барсукова
Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения

Консультация для родителей и педагогов

Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения

___

Елена Барсукова

Заучивание стихов имеет важное воспитательно-образовательное и коррекционно-развивающее значение для детей, особенно имеющих общее недоразвитие речи и дизартрические нарушения. При заучивании стихов у детей развивается речевая активность, словарь, языковое чутьё, формирование эстетических представлений, грамматический компонент правильного восприятия речи. Важное значение имеет развитие психических процессов: вербальная память, произвольное внимание, мыслительные операции, словесно-образное мышление, воображение, автоматизация звукопроизношения, формирование слоговой структуры слов, развитие просодической стороны речи.

Публикация «Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах

Процесс заучивания стихотворений не так прост, как часто кажется родителям и даже педагогам. Недостаточно только многократно прочитав ждать от ребенка запоминания, т. к. дети с речевой патологией требуют особого подхода. Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка, структуру речевого дефекта (особенности запоминания, восприятия, включая отбор самого материала для заучивания.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет определенную специфику для логопедических детей. Важно, знакомя ребенка со стихотворным текстом, эмоционально значимое первое восприятие услышанного. Текст должен быть донесен до ребенка в среднем темпе, интонационно выразительно, соблюдая логические паузы и акценты. После чтения стихотворения идет краткая беседа по содержанию, в которой педагогу необходимо определить, понял ли ребенок смысл содержания текста, степень запоминания. Далее идет повторное чтение и пересказ детьми, т. е. точное воспроизведение порядка расстановки слов в стихотворении. Предварительно уточняются наиболее сложные для понимания слова в тексте. Также важно наглядное сопровождение (картинный материал, предметный, иллюстрации). Так выглядит традиционная методика заучивания стихов или пересказа любого текста (сказки, рассказа и т. д.).

Для заучивания стихов с логопедическими детьми имеется определенная специфика. Дети с ОНР часто имеют нарушения запоминания, восприятия, наступает быстрая утомляемость, истощаемость, постоянная отвлеченность, гиперактивность и т. д. Поэтому, кроме общей беседы по содержанию стихотворения, проводится работа, направленная на долговременное и не механическое, а осмысленное запоминание. Как этого добиться?

С такими детьми используется приём построчной работы, т. е. вопросы задаются уже не только ко всему тексту стихотворения, а к каждой строчке текста. И в каждой строке задаётся вопрос к каждому конкретному слову.

Например: «Зайку бросила хозяйка….» А. Барто

Вопросы : -Кого бросила хозяйка? -… (зайку)

-Что сделала хозяйка? - … (бросила зайку)

-Зайку бросил кто ? -… (зайку бросила хозяйка)

или: [известная загадка, используемая логопедами на автоматизацию звука (Р):

"К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот»

-Задайте вопрос к первому слову: – К кому во двор пробрался крот. ?-…

-Задайте вопрос ко 2 слову: …. – Куда пробрался крот?.

-Вопрос к 3 слову? …. – Что сделал крот? -….

-Вопрос к 4 слову? ….– К нам во двор пробрался кто? -….

***(выделив каждое слово, ребенок каждый раз произносит всю строчку. Таким образом, он вынужден многократно повторять одну и туже строчку, что и способствует формированию процесса долговременного запоминания).

Запоминанию стихов способствует не только иллюстративный материал, но и символы, таблицы, схемы. Последнее время, широкую известность получило использование мнемотаблиц, формирующие визуальный образ предмета.

Вот пример мнемодорожек на автоматизацию звуков в стихах:

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

Во дворе – трава,

На траве – дрова.

Дрова на траве,

Трава – во дворе.

Одним из интересных и полезных приемов является зарисовка стихотворения, которое необходимо выучить с ребенком. Часто этот прием оказывается более эффективным, чем использование, например готовой мнемотаблицы, предложенной педагогом. Когда ребенок зарисовывает собственный визуальный образ того или иного предмета, действия, это помогает ему для запоминания слов стихотворения, закрепления долговременной памяти.

Таким образом, важно включать в работу по заучиванию стихов различные приемы с учетом ведущих анализаторов у ребенка (визуальных или аудиальных). Это поможет учитывать индивидуальный подход и повысит эффективность данного вида работы с детьми.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Фотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню МатериФотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню Матери Простое слово (И. Мазнин) На свете Добрых слов Живёт немало, Но всех добрее И нежней одно – Из двух слогов Простое слово «ма-ма», И нету.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето»Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето» Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4-5 лет на тему "Лето" Вот и наступило долгожданное лето! А это значит, что пора менять.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Стенгазета «С Международным женским днем 8 Марта!» и стихотворения для заучивания с детьмиСтенгазета «С Международным женским днем 8 Марта!» и стихотворения для заучивания с детьми Для всех женщин (мам, бабушек, сестер и всех женщин - сотрудниц нашего детского сада) мы с детьми изготовили стенгазету, которую назвали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 7 января 2020 в 18:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД