Получи документы

Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов

Наталья Чигирева
Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов

Актуальные проблемы семей, воспитывающие детей-инвалидов

Чигирёва Н. А.

учитель - логопед

МБДОУ №73,

г. Каменск - Уральский.

Ежегодно в России рождается более 40 тысяч детей с врожденными пороками.

Число детей-инвалидов в Российской Федерации на конец 2007 г. составило 834,7 тысяч, что соответствует 2,6 % от общей численности населения. Численность детей-инвалидов продолжает увеличиваться, и за последние 20 лет она возросла почти в десять раз.

Публикация «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов» размещена в разделах

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, пространственной ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения с другими людьми, трудовой деятельности в будущем.

Общим во всех рассуждениях о семьях детей-инвалидов является то, что социальный статус таких семей крайне низок. Семья ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями намного увеличиваются. Жилищные условия, обычно не приспособлены для ребенка-инвалида. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели, предметов бытовой техники. Простые семьи не могут обеспечить крайне необходимый уход за ребенком. Услуги для такого ребенка преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т. д.). Все это требует больших денежных затрат, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности [2].

Анализ, проведённый Ф. И. Кевля [2] показывает, что среди семей, воспитывающих детей-инвалидов, самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, практически на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. Но, к сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Появление на свет такого ребенка иногда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали малыша. Рождение больного ребенка может для них являться семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Рождение ребенка с нарушением психического развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей.

В возрасте 4-7 лет ребенок-инвалид не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении. Возникает новая задача – обеспечение ребенка техническими средствами реабилитации, в том числе, бытового назначения - кресел-колясок, протезно-ортопедических изделий, сложной ортопедической обуви, средствами коррекции зрения и слуха. Это все приводит к росту денежных затрат и формирует новые проблемы - материальные.

На подростковом этапе развития ребёнка-инвалида (7-16 лет) его родители нуждаются в информации о выборе модели образования, услугах, предоставляемых социальным патронатом, составлении ИПР (индивидуальной программы реабилитации). В ИПР должен быть внесён комплекс реабилитационных мероприятий, которые необходимы ребенку для максимального развития его способностей и реализации возможностей.

Воспитание ребенка-инвалида затрудняет функционирование семьи и ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают большое количество трудностей общего характера.

Такие ученые как Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и И. Ф. Дементьева [1] выделяют пять основных периодов, связанных со стрессом на стадиях жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов :

Этап 1: Рождение ребенка. На этом этапе стрессовые ситуации сопряжены с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи.

Этап 2: Школьный возраст. Проблемы данного этапа связаны со становлением личностной точки зрения на форму обучения ребёнка (интегрированное, специализированное, с хлопотами по устройству, переживаниями реакций сверстников, заботой по внешкольной деятельности ребёнка.

Этап 3: Подростковый возраст. Здесь семья привыкает к хронической природе заболевания ребенка, переживает возникновением проблем, связанных с сексуальным развитием ребёнка, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка.

Этап 4: Период «выпуска» - это признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи ребёнка-инвалида.

Этап 5: Постродительский период - перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка [1].

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребёнка- инвалида в возрасте от 16 до 21 года, являются:

- воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

- заниженный уровень требовательности к ребенку;

- вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка[3].

Таким образом, члены семьи, в которой появляется ребенок-инвалид, испытывают выраженные трудности, они интерпретируются как сверхсильный и хронический раздражитель. Решения требуют проблемы материально-бытового, финансового, жилищного характера, а также проблемы нарушения психологического равновесия существования семьи как живой системы вплоть до ее разрушения.

Литература.

1. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М. : Гардарики, М. 2004.

2. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. - 2003. - № 2.

3. Политковская М. И. Технология социальной работы с семьями группы риска // Семья в России. - 2007. - № 11.

Публикации по теме:

Консультация «Возможные проблемы, возникающие в работе с родителями, воспитывающих детей с тяжелым нарушениями зрения» , возникающие в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелым нарушением зрения Возможные проблемы в работе с родителями, воспитывающими.

Актуальные проблемы дошкольного образования Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область В настоящее время.

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического,.

Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ» Правило 1. Не предъявляйте.

Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей Памятка для родителей, воспитывающих гиперактивных детей. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно. При совместной.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОНР Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно.

Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями» Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.

Трудности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Трудности родителей,воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с увеличением в последние десятилетия количества.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 19:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД