Елена Сербина
Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сербина Елена Георгиевна
педагог-психолог
МБДОУ № 68, г. Белгород
Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является : «Сопровождение адаптационного процесса».
Цель: адаптация ребенка к условиям ДОУ
Задача: создание положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса.
Публикация «Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители
Начинается наша работа с обсуждения с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:
Какое количество новых детей будет приходить в группу?
В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:
Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение". Данные анкеты помогут нам в работе с ребёнком во время адаптации.
Работа с воспитателями адаптационных групп
Работа с воспитателями - важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:
помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья.
Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Работа с родителями. Работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания. ,
В качестве форм работы с родителями можно использовать психологические встречи, выступления на родительских собраниях, анкетирование, психологические встречи. Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.
Организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
Индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти, так и в групповом помещении. Осуществление контроля при помощи методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.
Медико-педагогическое совещание. По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка на основании данных полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Список литературы
1. Воспитание детей : участие папы имеет решающее значение для психического здоровья мамы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/s-cego-nacinat-strategii-dlaroditelej/autizm-i-vospitanie-detej-ucastie-papy-imeet-resausee-znacenie-dlapsihiceskogo-zdorova-mamy
2. Вопросы, на которые нужно ответить родителям, до разработки программы обучения ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://svetlyjgorod.ru/vopros-otvet-kak-vubrat-cheli-terapii-pri-aytizme/ 3. Ермолаева Е. Е. Построение партнерских отношений с семьей, воспитывающих ребенка с РАС, в программах ранней помощи [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://autism-frc.ru/work/videos-etc/622
4. Манелис Н. Г., Волгина Н. Н., Никитина Ю. В., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. Организация работы с родителями детей. Методическое пособие / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.