МААМ-картинки

Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений дошкольников в игровой деятельности

Любовь Крутикова
Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений дошкольников в игровой деятельности

«Сотрудничество педагога с семьей

в процессе развития сенсорных представлений

у детей младшего дошкольного возраста

в игровой деятельности»

Сенсорное развитие является одной из главных составляющих полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними.

С момента знакомства с родителями и их детьми, пришедшими в детский сад впервые, я пыталась выяснить, насколько компетентны родители в вопросах воспитания и развития детей, какого рода занятия и игры они проводят с детьми дома. С этой целью проводила сбор информации о семьях детей, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями, наблюдала, как взаимодействуют родители с детьми, как дети играют самостоятельно. Результаты проведенной работы показали, что родители имеют недостаточные знания и умения в области воспитания и развития детей, деятельность ребенка в семье чаще всего однообразна, имеет место недостаток игрового общения с детьми, стихийный характер развивающих занятий. Поэтому целью своей работы на данном этапе я видела обозначение для родителей основных направлений развития ребенка, в частности сенсорного развития, как одного из важнейших для младшего возраста.

В ходе проведенного диагностического исследования выяснилось, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный характер. У детей существует недостаточность овладения сенсорными эталонами. Малыши затруднялись в определении, нахождении одинаковых по форме, цвету предметов. Проведения одного - двух организованных занятий в месяц в соответствии с учебным планом, конечно же, было недостаточно.

Исходя из этого, я решила построить свою работу по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой форме. Цель работы - сформировать у воспитанников сенсорные способности в процессе игровой деятельности.

Достижение цели осуществлялось с помощью решения следующих задач:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. выявить уровень развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в группе;

3. создать предметно-развивающую среду, направленную на сенсорное развитие каждого ребенка;

4. подобрать наиболее эффективные игровые методы и приемы для сенсорного развития детей;

5. организовать взаимодействие с родителями с целью создания единого развивающего пространства, способствующего развитию сенсорных представлений у детей через организацию игровой деятельности в детском саду и в семье.

Для осуществления поставленных задач я организовала группе уголок сенсомоторного развития детей - «Уголок Лунтика», предназначенный для стимуляции сенсорных функций, развития мелкой моторики, активизации познавательных процессов. Большим спросом у детей пользуется «Сенсорный сундучок», в котором находятся наборы геометрических фигур, деревянные сборно-разборные игрушки, вкладыши, нетрадиционные пособия и игрушки из бросового материала.

Дети с большим удовольствием играют в «Осязательных ванночках» для рук, наполненных фасолью и горохом, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. После дневного сна дети охотно ходят по «Сенсорной тропе». С восторгом и увлечением малыши обследуют «Сенсорную юбку» в поисках новых открытий. Застегнутые крючки, разноцветные карманы с разными застежками и с забавными зайчиками, мишками, интересными книжками внутри.

По возможности использую и естественные условия природной среды. Организовала в группе «Центр воды и песка», где малыши могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявляя творческие качества. На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации,солнечные и воздушные ванны.

Данная среда позволяет приобрести и закрепить сенсорные представления детей в различных видах деятельности,совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности в течение дня, что способствует постоянному обогащению сенсорного опыта детей.

Был разработан Перспективный план игровой деятельности по сенсорному воспитанию для детей младшей группы. Согласно плану с детьми проводились различные дидактические игры, такие как:

- игры на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Узнай фигуру»);

- игры и упражнения для закрепления понятия формы («Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»);

- игры и упражнения на закрепления понятия величины («Сравни предметы по высоте»,«Самая длинная,самая короткая»);

- игры и упражнения на закрепление цвета («Собери гирлянду», «Какого цвета предмет»).

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить ее на тарелку такого же цвета и т. д.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками: «Курочка-рябушечка», «Ладушки».

Для создания игровой ситуации используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Во время игры обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия. В процессе создания игровой обстановки я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок.

В совместной работе с детьми использую разнообразные методы и приемы развития сенсорных представлений (обследование предметов, вербальное обозначение всех качеств предмета, сравнение предметов, сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой).

Активно использую информационно-коммуникационные технологии: презентации «Знакомство с формой и цветом», видеоролики «Мир геометрических фигур».

В процессе работы стала очевидной необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Мной был проведен ряд родительских собраний, которые являются одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. В каждое родительское собрание включались такие нетрадиционные элементы, как «родитель в образе ребенка», «советы и антисоветы», «душевный разговор». На родительских собраниях «Сенсорное воспитание как основа умственного развития» и «Путешествие в страну Сенсорику» родителям были продемонстрированы возможности использования дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Так было положено начало совместной работы в направлении сенсорного развития детей.

Немаловажную роль на данном этапе сыграла наглядная информация для родителей, которая позволила объективно увидеть деятельность воспитателя, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. На стенде для родителей размещала информацию по сенсорному воспитанию, например, консультации «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры», «Играем дома», рекомендации, памятки.

Родители активно подключились к сотрудничеству, и вскоре был организован клуб «УМЕЙ-КА – развиваемся с мамой». Целью работы клуба являлось создание микросоциума, в котором каждый его участник может организовывать свой досуг в процессе творческой деятельности по изготовлению развивающих игр. Встречи в клубе проходили по плану раз в два месяца. Я провела семинар «Мастерская развивающих игр», а затем силами родителей мы организовали мастер-классы по изготовлению развивающих и дидактических игр и игрушек для детей. Просветительская работа по вопросам организации домашнего досуга осуществлялась в форме игр-погружений, круглых столов. Были организованы консультации специалистов (психолога, логопеда) о роли развивающих игр в становлении и развитии психических процессов. Периодически устраивали выставки развивающих игр, сделанных руками родителей. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я отметила особый интерес к уголку ряженья. Предложила родителями сшить юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цвета. При надевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Совместная деятельность сблизила всех участников образовательного процесса, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе.

В процессе такого взаимодействия родители стали лучше понимать своих детей, больше интересоваться жизнью и проблемами детского сада. Плодотворными результатами сотрудничества можно также считать :

- участие родителей группы во всех культурно-творческих мероприятиях детского сада (самый высокий показатель среди групп ДОУ);

- активную помощь в совершенствовании пространственно-развивающей среды в группе и благоустройстве территории детского сада.

Благодаря созданию единого образовательного пространства и возросшему уровню педагогической культуры родителей воспитанников осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Педагогическое наблюдение показывает, что дети стали активно использовать в речи названия цветов, форм, обозначать вкус и запах (во время приема пищи, играя в «Дом»). В самостоятельных играх я наблюдала, как, например, при постройке дома дети подбирают детали конструктора по цвету для каждой стены, одевают куклу в одежду определенного цвета, организуют диалог по поводу игры. Любимая подвижная игра «Паровозик» теперь приобрела новые элементы: «вагончики» объединяются по цвету одежды, по наличию одинаковых фигур в руках детей.

В результате проведенной работы можно констатировать: дети в игровой форме познакомились с основными геометрическими фигурами, запомнили их названия; освоили отношения и зависимость между предметами по размеру, форме, цвету, расположению пространстве, освоили приемы группировки и классификации. Воспитанники овладели поисковыми способами ориентирования с помощью рассматривания, наблюдения, ощупывания, сравнения предметов окружающего мира.

Всё воспитание и обучение детей строилось с учетом индивидуальных особенностей детей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись, трудно усваивающим материал – облегчались. Для меня главное – создание условий для развития личности каждого ребенка, развитие его самостоятельности, инициативности.

На основе проделанной работы, я планирую выстроить свою педагогическую деятельность углубленно в направлении познавательно-речевого развития. Налаженное с родителями сотрудничество позволяет мне планировать дальнейшую работу с уверенностью в том, все мои идеи и начинания будут одобрены и поддержаны родителями моих воспитанников.

Публикации по теме:

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Игрушка для сенсорного развития Уважаемые коллеги! Я работаю в двух возрастных группах. 1 младшей и второй младшей группах. Недавно я придумала новую игрушку для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 19 марта 2014 в 16:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД