Надежда Орлова
Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной работе за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет учителя-логопеда Орловой Н. А. о проделанной коррекционной работе за 2019–2020 уч. г.
Главная цель моей коррекционно-педагогической деятельности : создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи у детей дошкольного возраста, а также предупреждение у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к обучению в школе.
Публикация «Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной работе за учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Исходя из поставленной цели, приоритетными задачами в своей деятельности могу назвать следующие:
1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя речи, связной речи.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов воспитанников и определение причин затруднений в овладении устной речью.
3. Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в процессе логопедических занятий в соответствии с ФГОС ДО.
4. Оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников.
5. Научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МБДОУ по вопросам разъяснения специальных знаний по коррекционной педагогике.
6. Повышение профессиональной грамотности.
При реализации поставленных задач, учитываю структуру дефекта, психофизические возможности, сензитивные периоды развития и индивидуальные особенности детей.
Работа поводилась по следующим направлениям:
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Организационно-методическая работа
- Научно-методическая работа
- Консультативно-просветительская работа
- Профилактическая работа
- Самообразование
1. Диагностическая работа
В период с 1 по 15 сентября 2019 г. мною было проведено первичное логопедическое обследование. Обследование проводилось по методике О. Б. Иншаковой (Альбом для логопеда).
Было обследовано 24 ребенка старшего дошкольного возраста. Нуждающихся в логопедической помощи было выявлено 13 детей в возрасте 5-6 лет. На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на занятия с учителем - логопедом на начало учебного года зачислено 13 детей. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
- ФФН у ребёнка с дислалией – 8 детей;
- ФФН у ребёнка с дизартрией – 0 детей;
- ОНР III уровня у ребёнка с дислалией – 5 детей;
- Несформированность всех средств языка у ребёнка с ТНР сложного генеза – 1 ребенок;
Количество детей, выпущенных с логогруппы МБДОУ – 9;
Из них:
- С чистой речью - 7 детей;
- Со значительными улучшениями – 1 ребенок;
- Без значительных улучшений – 1 ребёнок;
- Выбыло – 2 ребёнка.
- Детям в количестве 2 человек рекомендовано продолжить 2 год обучения.
По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Были составлены годовой и перспективный планы коррекционной работы; график и циклограмма рабочего времени учителя – логопеда, оформлена другая необходимая документация.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная непосредственно образовательная деятельность осуществлялась по программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Данная программа направлена на преодоление ОНР путём использования поэтапной системы формирования речи.
Фронтальные занятия были разработаны и оснащены следующими методическими, дидактическими и демонстрационными пособиями:
- Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 6-7 лет» (1,2,3 периоды обучения);
-Арбекова Н. Е. Конспекты фронтальных занятий логопеда «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»
- Гомзяк О. С. Говорим правильно. Альбомы №1,2,3.
-Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.
- Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Опорные картинки и конспекты фронтальных и подгрупповых занятий логопеда.
Индивидуальные занятия проводились ежедневно.
Коррекционная работа делилась на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Второй период обучения: декабрь, январь, февраль.
Третий период обучения: апрель, май
Планом предусмотрен был следующий режим проведения фронтальных занятий:
Произношение и грамота – 2 раза в неделю.
Связная речь – 1 раз в неделю
Наличие занятий по развитию связной речи объясняется бедностью словаря и задержкой формирования грамматического строя речи данной категории детей.
В запланированные сроки (май) логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из детей, занимающегося в логопедической группе, не был проведён по причине карантина (COVID 19) с 28.03.2020 г.
С детьми логопедической группы систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом фронтальных и индивидуальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания.
Для закрепления пройденного материала 3 раза в неделю детям раздавались индивидуальные тетради для домашних заданий.
3. Организационно-методическая работа
В логопедической группе оформлялись методические стенды и папки-передвижки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. В индивидуальной тетради каждого ребенка размещался «Экран звукопроизношения», где отмечалась динамика поставленных звуков.
4. Научно-методическая работа
- Принимала участие в 12-ти онлайн-конференциях Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России» в Московском международном салоне образования.
ММСО (14 – 27 мая 2020 г.).
- Принимала участие в VII Всероссийском онлайн форуме- конференции «Воспитатели России» : «Здоровые дети – здоровое будущее» (апрель 2020 г.).
- Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.
В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации:
- Прошла (и получила сертификат) в Московском международном салоне образования повышения квалификации, прослушав 10 вебинаров.
- Прошла (и получила 2 удостоверения) в ООО «Центр инновационного образования и воспитания» г. Саратов «Единый урок».
- Веду (размещаю свой педагогический опыт) блог в педагогическом интернет-сообществе «МААМ. RU».
- Размещаю свой педагогический опыт на сайте ДОУ.
Проанализировав коррекционно-образовательную работу за 2019/2020 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
5. Консультативно-просветительская работа
За период с сентября 2019 по март 2020 уч. г. проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопедическую группу, даны рекомендации и советы по всем вопросам:
- «Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;
- «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;
- «Рекомендации родителям по развитию графо-моторных навыков»;
- «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;
- «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;
- «Развитие связной речи ребенка в семье»;
- «Правильно ли говорит ваш ребенок?»;
- «Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;
- «Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения».
6. Самообразование
В течение учебного года велась работа по самообразованию на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС».
Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии способствуют осознанному отношению ребенка к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.
В своей работе я успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии в сочетании с коррекционной работой. Су-Джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. При использовании Су-Джок терапии происходит стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Шарики-«ёжики» и колечки мы используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними. Дети катают между ладоней шарики, а колечки поочередно примеряют на пальчики (все это сопровождается стишками, потешками и д. т
Развивающие кинезиологические упражнения направлены на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует улучшению у ребёнка памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В своей работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. Элементы психофизической гимнастики использую с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.
Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствуют осознанному отношению ребенка к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.
В период карантина оказывала дистанционное индивидуальное консультирование.
Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие онлайн-игры для дошкольников дома: пазлы, раскраски, ребусы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.
7. Профилактическая работа
Для воспитателей и музыкального педагога проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи, коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года.
Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы за учебный год :
- обсуждение рабочих моментов;
- рекомендации по организации совместной деятельности;
Цель и задачи на следующий 2020/2021 учебный год :
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
- диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический кон роль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
- профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в нормальном речевом развитии;
коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
- консультативная – привлечение родителей и педагогов в активный коррекционный процесс по преодолению речевых дефектов у детей;
- создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
8. Перспективы
- Приобретение логопедических пособий.
- Оформление кабинета.
- Развитие интереса родителей к логопедической работе.
- Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.
- Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:
дискуссионные клубы, родительскую школу, совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.
- Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.