Галина Поленок
Аналитический отчёт о работе по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста
Аналитический отчет работы по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста МБДОУ детский сад «Теремок»
Отчёт подготовила воспитатель высшей категории Поленок Галина Ивановна.
Публикация «Аналитический отчёт о работе по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания :
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями я предлагала детям различные виды деятельности по рыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием брался за дело и с увлечением его выполнял. В процессе работы я говорила о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам. Уголок природы в группе перекликается с уголком экспериментирования, который со временем у нас пополняется. В уголке находилась коллекция камней, шишек, формочки. Для проведения различных исследований, в том числе и сенсорных у нас есть баночки с природными материалами: семена растений, крупы, шишки, уголь, почва. Так же у меня имеется картотека опытов и экспериментов.
Мной систематически проводились наблюдения на территории детского сада и за его пределами. Знакомила детей с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнавал их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена). Акцентировала внимание детей на то, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям детей необходимо относиться серьезно, поэтому хвалила их как можно чаще за то что увидели какое - либо изменение в природе и высказали своё мнение.
Знакомя детей с зимующими и перелетными птицами, дети узнавали их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Все полученные знания закрепляли в систематических наблюдениях за действиями птиц около кормушки, которую я делала в присутствии и с помощью детей. Кормушка была размещена возле окна, что способствовало наблюдению детей в разные промежутки дня. Дети узнали что птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы. В процессе закрепления знаний о птицах использовала дидактические и подвижные игры: «Какая это птица», «Да - нет», «Кто где живет?», «Отгадай и покажи», «Воробышки и автомобиль», «Птички летают», «Воробышки и автомобиль» и др.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей. Для родителей оформляла стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей. Консультации «Любите природу», «На прогулке летом», «Зимние забавы»;
Проводила индивидуальные беседы с родителями о наблюдении за объектами живой и неживой природы, беседовать с детьми на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные походы, экскурсии, расширять кругозор детей.
Весной рекомендовала провести акцию «Посади дерево вместе с ребёнком».
Рекомендовала родителям проводить наблюдения за сбором урожая на огороде (осень, высадка семян (весна, сбор природного материала для поделок, беседы о правилах поведения в лесу парке, водоёме, обеспечение кормом птиц в зимний период, поделки из природного материала. Родители приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной работе с родителями.
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществлялось с помощью различных методов и форм работы. Я осуществляла экологическое воспитание детей при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок больше усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь. В своей работе я использовала такие игры, как: «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты, «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи или фрукты», Узнай овощи или фрукты по вкусу», «Что где растет, «Варим компот» и др. Все дидактические игры собраны мной в картотеку, в соответствии с возрастом детей. Игры проводила, как со всеми детьми, так и индивидуально.
Весной в работе с детьми реализовала проект «Чиполлино и его друзья. Целью данного проекта было вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Результаты этого проекта:
1. Вызван у детей интерес к наблюдению за ростом лука, за ростом его корней, узнали способы ухода за луком.
2. Умение детей подмечать пользу и красоту зеленого лука
3. Сформированы у детей знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;
4. Дети стали видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, и культуры.
Вывод:
Создать условия для непрерывной работы по ознакомлению детей с природой.
Привлекать родителей в воспитании экологической культуры поведения детей.
Продолжить работу с детьми в опытно - исследовательском направлении.
Использовать экологическую тематику в других видах деятельности.
Расширить методы обучения экологическому воспитанию детей и повысить свой профессиональный уровень в экологическом направлении.