Елена Кичева
Анализ хронометража двигательной активности детей старших и подготовительных групп методом шагометрии
▼ Скачать + Заказать документы
В целях повышения двигательной активности (ДА) детей в нашем ДОУ методическим советом педагогического коллектива было принято решение проанализировать деятельность в физкультурно-оздоровительном направлении. Констатирующим экспериментом были охвачены дети старших и подготовительных групп. Для определения степени подвижности детей использовали общепринятые методы (шагометрия, хронометрия, разработанные в исследованиях Л. Г. Сузарёва (1972, Н. Г. Лебедева (1986, М. А. Руновой (1988, целью которых является изучение особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста по трём её параметрам (объём, продолжительность, интенсивность). Эти показатели дали нам возможность выяснить степень подвижности детей.
Публикация «Анализ хронометража двигательной активности детей старших и подготовительных групп методом шагометрии» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Двигательная активность ребенка
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Метод шагометрии позволил нам получить количественные показатели основных локомоций у детей, подсчёт которых осуществляли с помощью специальных приборов. В нашем исследовании использовали электронный шагомер, плотно фиксируемый на поясе.
Методика хронометража дала возможность нам получить информацию о непрерывной продолжительности двигательной активности. Воспитатели старших (7,11,12) и подготовительных к школе (8,9,10) групп проводили хронометраж во всех видах деятельности в течение всего 8-10 часового пребывания детей в детском саду, за исключением времени затраченного на приём пищи и сна. Чтобы сведения, были более достоверными измерения интенсивности двигательной активности в каждой группе проводились в течение двух дней. Протоколы измерений интенсивности двигательной активности детей в ДОУ, включающие в себя показания объема локомоций и продолжительности ДА, даны в приложении.
Интенсивность двигательной активности подсчитывалась путём деления количества локомоций на её продолжительность в минутах.
Для определения степени подвижности детей использовали основные параметры двигательной активности : объём, продолжительность и
интенсивность. Данные приведены в таблице № 1.
Таблица № 1. Определение степени подвижности
Показатели Низкая Нормальная Высокая
степень степень степень
подвижности подвижности подвижности
Объём локомоций 1390-2631 3632-3581 5582-6195
Продолжительность28-30 40-60 62-80
Интенсивность 16.4-23.1 24-47 50,3-93,9
Сравнив полученные данные с диапазоном уровней основных показателей двигательной активности, мы смогли распределить группы по степени подвижности. Данные приведены в таблицах № 2, № 3, № 4.
Таблица № 2. Определение объёма локомоций
V локомоций № группы Воспитател
13686 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.
13202 11 Бусалаева Е. Д.
12270 11 Фитлер Л. С.
11636 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.
7279 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.
5766 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
5528 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.
5345 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
4869 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.
4116 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.
3832 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.
Таблица № 3. Определение продолжительности двигательной
активности
t продолжи-тельность № группы Воспитатели
5ч. 10 мин. 11 Фитлер Л. С.
4 ч. 55 мин. 11 Бусалаева Е. Д.
4 ч. 20 мин. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
4 ч. 15 мин. 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.
3 ч. 42 мин. 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.
3 ч. 35 мин. 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.
3 ч. 18 мин. 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.
3 ч. 10 мин. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
3 ч. 2 мин. 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.
2 ч. 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.
1 ч. 35 мин. 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.
Таблица № 4. Определение интенсивности двигательной активности
Интенсивность № группы Воспитатели
75.198 лок. 10 Сахарова М. А. и Клишина С. В.
58.77 лок. 10 Клишина С. В. и Сахарова М. А.
44.753 лок. 11 Бусалаева Е. Д.
43.326 лок. 8 Чайко И. В. и Смеловская Е. Н.
39.58 лок. 11 Фитлер Л. С.
33.86 лок. 7 Морозова А. Ю. и Сергеева Т. И.
31.93 лок. 8 Смеловская Е. Н. и Чайко И. В.
28.13 лок. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
22.176 лок. 9 Комарова O.K. И Роппель Э. А.
21.93 лок. 12 Ляшук И. В. и Брусова Е. В.
21.678 лок. 12 Брусова Е. В. и Ляшук И. В.
Таким образом, данная методика позволила изучить особенности двигательной активности детей старших и подготовительных к школе групп.
После проведения диагностики двигательной активности детей данных групп мы получили показатели основных её параметров.
Все группы показали объём локомоций соответствующий высокой степени подвижности. Объём локомоций немного ниже, но выше нормального показала группа № 8. Это обусловлено тем, что воспитатели группы из-за отсутствия опыта по проведению таких измерений не совсем правильно определили время подключения шагомера. В объём локомоций не были включены физкультминутки в ходе развивающих и логопедических занятий, организующие игры малой подвижности перед занятиями и самостоятельная двигательная активность детей во время прогулки и после прогулки перед обедом.
Все группы показали продолжительность двигательной активности соответствующую высокой степени подвижности.
Высокую интенсивность двигательной активности показала группа № 10. Интенсивность, соответствующую нормальной степени подвижности продемонстрировали группы № 7,8,9,11. И интенсивность, соответствующую низкой степени подвижности продемонстрировала группы № 12. Ряд объективных причин ограничивают двигательную активность этой группы. Поэтому воспитателям данной группы необходимо особое внимание уделить организации правильного двигательного режима в течении всего периода пребывания детей в детском саду.
Для поддержания интенсивности двигательной активности в группах в пределах нормальной и высокой степени подвижности мы предложили использовать принцип интенсивности. В нём заложена возможность частого использования предметов стимулирующих самостоятельную двигательную активность.
А также рекомендовали использовать цветовые параметры:
-создание цветового пространства как психологического комфорта для разворачивания самостоятельной двигательной активности;
-использование цветовой локализации как стимулятора движений.
Повышать самостоятельную двигательную активность необходимо в
течение всего периода пребывания ребёнка в детском саду, как в группе, так и на свежем воздухе.
Введение в самостоятельную двигательную активность спортивных атрибутов и игр спортивно направленности необходимо осуществлять многократно в период всего пребывания ребёнка в детском саду.
Все виды деятельности должны быть пронизаны движением. Для этого необходимо использовать самостоятельную, специально организованную и совместную с воспитателем деятельность. Двигательная деятельность в виде подвижных игр, спортивных упражнений, игр спортивной направленности,основных видов движения целесообразно проводить в форме круговой тренировки, поточным и фронтальным методом. Это повышает двигательную активность детей, развивает все их физические качества, а главное помогает осуществить индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Основной резерв повышения двигательной активности в рациональной организации прогулки и активном использовании физических упражнений на свежем воздухе в течение всего года.
Воспитатели должны чётко понимать сущность понятия двигательной активности и обладать навыками правильно её регулировать.
ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ДА ДЕТЕЙ В МАДОУ ЦРР д/с №43
г. Калининграда.
Дата___Группа ___№___ Воспитатель___
№ Фамилия, имя ребёнка tначало tконец Объём локомоций - V локомоций (показатели шагомера) Продолжительность,
в минутах tnpод Интенсивность в мин
И= VJIOK : tnpод
Двигательная активность во время выполнения утренней разминки
Самостоятельная двигательная активность после завтрака и игра перед началом занятия
Двигательная активность во время физкультурной минутки
Двигательная активность во время занятия по физической культуре, на музыкальном занятии или в группе
Самостоятельная двигательная активность во время прогулки в I половине дня
Двигательная активность во время подвижных игр, эстафет, игр и упражнений спортивной направленности,
организованных педагогом на прогулке в I половине дня
Двигательная активность во время оздоровительного бега и комплекса дыхательной гимнастики после бега
Самостоятельная двигательная активность в группе после прогулки
Двигательная активность во время выполнения оздоровительного комплекса после сна
Самостоятельная двигательная активность в группе после полдника
Самостоятельная двигательная активность во время прогулки в I половине дня или в группе (непогода)
Двигательная активность во время подвижных игр, эстафет, игр и упражнений спортивной направленности,
организованных педагогом в 11 половине дня на прогулке или в спортивном зале (непогода)