Получи документы

Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Ольга Наумова
Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Детский сад существует 30 лет. В ДОУ функционирует 10 групп. Количество детей на 1 сентября 2017 года составляет 236 человек.

Детский сад расположен на двух участках. На территории имеется 10 прогулочных участков, 2 спортивные площадки, огород. Площадь озеленена многими видами деревьев и кустарников. Здания детского сада: первое - типовое (6 групп) на 154 места, второе - типовое на 82 места (4 группы). Имеются кабинеты: логопеда, психолога, 2 медицинских кабинета, 2 спортивно – музыкальных зала, 2 методических кабинета, кабинет декоративно – прикладного искусства, «Русская изба».

Публикация «Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах

В 2016 году детский сад принимал участие в краевом смотре-конкурсе учебно-опытнических участков и территорий образовательных организаций Алтайского края в номинации «Лучшая территория Алтайского края».

В 2017 году коллектив награжден грамотой комитета по образованию Администрации Усть-Калманского района «За хорошую подготовку территории образовательной организации, формирование экологической культуры подрастающего поколения».

В 2017 году МБДОУ детский сад «Елочка» с. Усть- Калманка стал лауреатом краевого конкурса «Детский сад Алтая 2017».

На протяжении 30 лет существования, ДОУ является центром педагогического творчества и инициативы среди дошкольных учреждений Усть–Калманского района. Детский сад принимает участие в работе ММО, проводит открытые просмотры педагогической деятельности, педагоги выступают с докладами, делятся опытом работы. Для нашего детского сада актуальны проблемы современности. Мы ищем пути и ресурсы по внедрению новых форм для результативной деятельности и функционирования ДОУ.

Созданная в детском саду система экологического образования, базируется на образовательной программе МБДОУ, созданной педагогическим коллективом на основе

- примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Образовательная программа ДОУ включает рабочую программу по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» (приложение 1).

Рабочая программа разработана на основе :

- программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

- программы «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой,

- Меремьяниной О. Р. «Давайте сохраним».

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека, под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства складываются начальные ощущения окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является система мероприятий, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

Наши цели:

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.

3. Повысить профессионально – творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в детском саду является организация эколого–развивающей среды, которая направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

1. Создание условий на территории ДОУ.

2. Создание условий внутри ДОУ.

Для обогащения практического опыта детей по уходу за растениями мы привлекаем их к участию в трудовой деятельности в огороде, в процессе ухода за растениями дети получают практические навыки ухода, наблюдают за их ростом.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам.

Чтобы получить хороший урожай овощей, педагоги с детьми стараются создать условия, при которых растения наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

На огороде выращиваем районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбираем быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старших групп высаживают с помощью взрослых морковь, укроп, свеклу, лук, кабачки, редис, разные сорта салата, баклажаны, огурцы, перец, фасоль, капусту.

Не остается без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности.

В детском саду в каждой группе созданы развивающие центры природы. В них находятся комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.

В своей работе мы используем дидактические материалы: модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов; календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксации хода и результатов экспериментов; схемы с этапами труда по уходу за растениями; альбомы и картотеки растений и животных нашего края; коллекции семян растений нашей полосы; природный материал; сюжетные предметные картинки с явлениями не живой природы; лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования; природо–охранные знаки; материалы по краеведению; календарь природы, погоды; набор художественной литературы, энциклопедии; посадки «огород на подоконнике», дневники наблюдений, фото материалы, поделки детей и родителей.

Нужно отметить, что педагоги постоянно работают над обновлением эколого–развивающей среды в группах.

Педагогическим коллективом подготовлена инновационная методическая продукция: конспекты занятий, перспективные планы, экскурсии, прогулки, наблюдения, разработки праздников и развлечений экологической направленности, мероприятия с участием родителей.

Для педагогов разработаны и внедрены различные формы методической работы (консультации, лекции, семинары – практикумы, смотры-конкурсы, повышающие уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического образования. В ДОУ используются новые технологии, особое внимание уделяется проектированию и экспериментированию в экологическом воспитании дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.

В образовательном процессе дошкольного учреждения эспериментально–игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментально–игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.

В связи с вышесказанным на базе нашего дошкольного учреждения в 2017 году был организован экологический кружок «Мир вокруг нас». В каждой группе в экологических центрах имеются творческие лаборатории, оснащенные всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.).

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов созданная в ДОУ творческая группа провела семинар по теме «Мой Алтайский край». Были разработаны и проведены природоохранные акции: «Сохраним речку чистой», «День защиты окружающей среды». Ценность таких акций заключаются в том, что родители и дети объединяются одной идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы.

Педагог детского сада Горелова Г. Н. обобщила опыт работы по теме : «Разумное общение с природой – залог успешного экологического воспитания».

Педагогами детского сада разработаны и проведены проекты по экологической деятельности для детей старшего и среднего дошкольного возраста: проект «Злаки» подготовительная группа, воспитатель Горелова Г. Н. (приложение № 2); проект «Волшебница Зима», воспитатели Феодорова Т. А. и Овсянникова Л. П. (приложение № 3); проект «Весна в гости к нам пришла» средняя группа, воспитатель Сухорева О. А. (приложение № 4); проект «Огород на окне» старшая группа, воспитатель Баянова О. А. (приложение № 5); проект «Цветущая весна», воспитатель Феодорова Т. А. (приложение № 6).

В апреле этого года в нашем детском саду проводилась акция «Неделя экологических знаний». Педагоги, воспитанники старших групп и их родители принимали активное участие в этом мероприятии. Была проведена познавательная викторина с участием родителей - «Экологическая мозаика».

Для воспитанников подготовительной группы проведен экологический праздник «День земли», музыкальный руководитель Солодовникова И. Н. (приложение № 7).

Экологическое воспитание дошкольников не возможно без участия в деятельности ДОУ родителей. Воспитателями были проведены собрания на темы: «Экологическое образование дошкольников», «Экология села и здоровье».

В ДОУ ежегодно проводятся конкурсы экологической направленности по участию детей с родителями: на лучшую поделку из природного материала, на лучшую композицию из цветов. В 2016 – 2017 учебном году проведен семейный конкурс в подготовительной группе на лучшую кормушку для птиц «Чудо столовая».

В ДОУ разработан план взаимодействия с учреждениями села:

1. Краеведческим музеем

2. Домом детского творчества

3. Библиотекой

Используются разнообразные формы работы : проведение экскурсий, участие в выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.

Каждый год воспитанники детского сада принимают активное участие в выставках поделок из природного материала, конкурсах рисунков природоведческого содержания, который организует дом детского творчества.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод об эффективности регионального компонента для развития экологического образования детей. За последние три года можно отметить положительную динамику уровня экологического воспитанности дошкольников (количество дошкольников с высоким уровнем знаний по экологии увеличилось на 6,2%).

Следует отметить, что дети лучше усваивают экологические знания на конкретном и доступном материале, а непосредственный контакт с природой позволяет более успешно добиваться целей экологического воспитания. Уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива по экологическому воспитанию дошкольников вырос на 8%.

Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, использует современные методики и инновационные технологии.

Публикации по теме:

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы группы раннего возраста за 2017–018 учебный год .

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год Валентина Боровик руководитель - районного методического объединения для воспитателей ДОУ. Анализ работы районного методического объединения.

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков - 14, девочек - 12. С момента поступления.

Анализ работы воспитателей разновозрастной группы детей от 1 до 4 лет за 2017–2018 учебный год Средняя группа «Солнышко» является для нас веселой, любимой группой создающая благоприятные условия для естественного развития детей. Общая.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Анализ работы за 2017–2018 учебный год Анализ работы за 2017 – 2018 учебный год. В течение года проводилась методическая работа по совершенствованию знаний педагогов о методике.

План работы по самообразованию на 2016–2017 учебный год План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год
Опубликовано: 15 октября 2018 в 08:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД