Папки-передвижки

Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр

Светлана Жигимонт
Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр

1 Описание диагностической и экспериментальной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр

Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления мы использовали методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Был использован детский вариант методики, адаптированной Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым.

Были проведены две процедуры диагностики наглядно-образного мышления у детей подготовительной группы в сентябре и в апреле.

Публикация «Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр» размещена в разделах

Образовательная деятельность с использованием математических игр и упражнений (формирующий эксперимент) проводилась в специально отведенное для этого время и в индивидуальной работе.

Для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, у детей старшего дошкольного возраста использовался материал предметно развивающей среды группы и занимательный математический материал.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления материала.

Занимательный математический материал по данным разделам мы включили как в основную часть основной образовательной деятельности по разделу «Познание», так и используем в индивидуальной работе со старшими дошкольниками.

Игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определё нным образом геометрические фигуры: квадрата, круга, овала, прямоугольника. Детям интересна конечная цель этих игр: составить увиденное на образце или задуманное, что вызывает у них положительное эмоциональное состояние и стимулирует мыслительную активность.

Первичное ознакомление с каждой игрой проходит по определённым этапам, что позволяет детям подробно познакомиться с каждой из них.

Этапы ознакомления с играми на составление фигур-силуэтов.

1. Знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме.

2. Составление новых геометрических фигур из имеющихся, по заданию воспитателя, по образцу, по собственному замыслу. Называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным способом.

3. Придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры («чтобы ты хотел составить и какие фигуры для этого понадобятся?», по собственному замыслу, заданию, по условию (из 2-х маленьких и 2-х больших треугольников составить мостик, например, в игре «Танграм»).

4. Выкладывание силуэтов из полного набора элементов игры. Использование различных приё мов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов.

5. Выкладывание силуэтов, сюжетов («Зоопарк», «Наш город» и др.) из двух одинаковых наборов в игре («Обитатели морей» – игры с расчленением круга «Вьетнамская игра» и «Волшебный круг»).

Нами был составлен сборник игр по развитию наглядно-образного мышления для старших дошкольников.

Математические игры и упражнения по развитию наглядно-образного мышления для старших дошкольников

1 Игры на составление фигур-силуэтов (развитие наглядно-образного мышления)

Перечень игр

«Танграмм»

«Монгольская игра»

«Волшебный круг»

«Вьетнамская игра»

«Колумбово яйцо»

«Пентамино»

Учить анализировать простые изображения, видоизменять фигуры путём разрезания и составлять из частей задуманное или увиденное изображение, уметь передавать сходство с реальным предметом.

2 Игры с фигурами-эталонами (развитие наглядно-образного мышления)

Перечень игр

«Найди такую же»

«Выбери необходимое»

Развивать у детей способность анализировать форму предмета на основе зрительного восприятия, и как следствие возможность воссоздания искомой фигуры из её частей. Повышать уровень проявления мыслительной самостоятельности ребёнка (поэтапно).

3 Игры и игровые упражнения на плоскости (развитие наглядно-схематического мышления)

Перечень игр

«Скопируй»

«Зверушки на дорожке»

«Вышивка крестиком»

«Передвинь игрушку»

«Зашифруй и расшифруй»

«Морской бой»

Уметь создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами траекторию движения тела на основе двухмерного рисунка.

Учить планировать траекторию своего или чужого движения, работать с координатой, плоскостью, картой, шахматной доской.

Учить читать условные обозначения, также самостоятельно создавать планы, схемы.

К математическим развлечениям относится : головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

2 Анализ результатов диагностики и развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр (рисунки представлены в презентации)

В подготовительной группе была проведена первичная диагностика (в сентябре, по результатам которой дети вошли в две подгруппы с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления.

В группу детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления вошли дети, в основном редко посещающие детский сад.

Показатели развития детей и в двух подгруппах соответствуют норме.

На рисунке 1 представлены результаты первичной диагностики.

Рисунок 1 – Результаты первичной диагностики, (в баллах)

Наибольшее значение показателей развития наблюдается по субтестам «Недостающие детали», «Шифровка»

Для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, у детей старшего дошкольного возраста использовался материал предметно развивающей среды группы и занимательный математический материал.

После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика.

Результаты повторной диагностики (в апреле) представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты повторной диагностики, (в баллах)

Показатели субтестов свидетельствуют о существенной динамике развития детей с низкими показателями по первичной диагностике. Почти на одном уровне у детей двух подгрупп находятся показатели субтестов «Недостающие детали» и «Складывание фигур». Наибольшие различия обнаруживается по субтестам «Последовательные картинки» и «Шифровка».

Сравнение результатов первичной и повторной диагностики по подгруппам мы видим на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3 – Результаты первичной и повторной диагностики в группе с высокими результатами, (в баллах)

Наиболее значительные изменения в подгруппе с первоначально высокими значениями по результатам двух диагностик наблюдается по субтестам «Недостающие детали» и «Складывание фигур» (рисунок 3).

На рисунке 4 представлены результаты двух диагнотик в группе с низкими результатами.

Рисунок 4 – Результаты первичной и повторной диагностики в группе с низкими результатами, (в баллах)

Наиболее значительные изменения в подгруппе с первоначально низкими значениями по результатам двух диагностик наблюдается по субтестам «Недостающие детали» и «Складывание фигур» и «Шифровка».

Таким образом, по результатам повторной диагностики в обеих подгруппах с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления мы видим значительные положительные изменения по большинству исследуемых параметров.

Данные методики Д. Векслера указывают на существенную положительную динамику развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при использовании материала предметно развивающей среды группы, специально организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе и индивидуальных и малогрупповых упражнениях с занимательным математическим материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача ДОО – создать условия для развития психических познавательных процессов детей, что будет условием успешного психического развития старшего дошкольника. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности и познавательную речевую активность, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Данное исследование посвящено изучению актуальной проблемы выявлению психолого-педагогических условий, благоприятствующих целенаправленному развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников.

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

- проведена диагностику наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста;

- изучено развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр.

Результаты повторной диагностики в обеих подгруппах с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления свидетедьствуют о значительных положительных изменениях по большинству исследуемых параметров. Данные методики Д. Векслера указывают на существенную положительную динамику развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при использовании материала предметно развивающей среды группы, специально организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе и индивидуальных и малогрупповых упражнениях с занимательным математическим материалом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 20:33
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД