Получи документы

Анатомо-физиологические механизмы речи

Юлия Жукова
Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Эти движения становятся автоматическими в результате действия механизма произнесения речи, для понимания которого необходимо знать строение речевого аппарата.

Публикация «Анатомо-физиологические механизмы речи» размещена в разделах

Центральный речевой аппарат (регулирующий) находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, возникает на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков головного мозга. Каждый отдел коры головного мозга имеет свое значение в образовании речи:

- лобные извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи;

- височные извилины являются речеслуховой областью, сюда поступают звуковые раздражители;

- теменная доля имеет значение для понимания чужой речи;

- затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи;

- подкорковые ядра отвечают за ритм, темп, выразительность речи;

Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей:

- центробежные нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата;

- центростремительные пути начинаются в проприорецепторах и в барорицепторах. Этот путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут свое начало черепно-мозговые нервы:

- тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

- лицевой нерв приводит в движение мышцы щек, глаз, губ, т. е. иннервирует мышцы мимической мускулатуры;

- языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;

- добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;

- подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи вдвое сокращается число дыхательных движений, выдох становится намного длиннее вдоха, а вдох – более коротким и более глубоким. Выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает наибольшую длительность и глубину выдоха, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник, состоящий из хрящевой ткани и имеющий форму язычка. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Голосовые складки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им возникает звук.

Артикуляционный отдел представлен органами артикуляции, которые подразделяются на подвижные и неподвижные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть; к неподвижным верхняя челюсть, твердое небо, альвеолы.

Артикуляция состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или при прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость речевых звуков создается благодаря резонаторам, расположенным по всей надставной трубе (глотка, носовая полость, ротовая полость). Надставная труба выполняет функцию резонатора и шумового вибратора. Шумовым вибратором являются щели между зубами и губами, между языком и зубам, между языком и твердым небом и т. д. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные. Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков М Л Н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:

- подачи воздуха;

- образования голоса;

- является резонатором, придает звуку силу и окраску.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений (артикуляторная программа). Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора – в двигательной, фонаторной и резонаторной системах.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: - с помощью слуха; - через кинестические ощущения.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс – о достигнутом результате. Обратные связи функционируют по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических, грамматических) и произношению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Речь – это форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и передачи информации. Установлено, что речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с рождения ребенка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме). Но может возникнуть и задержка в речевом развитии, обусловленная влиянием биологических факторов (анатомия развития, перенесенные болезни, физическая слабость, социальных (неблагоприятная речевая среда, неправильные методы воспитания и обучения) или сочетанием этих факторов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы»Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы» Конспект ООД в подготовительной к школе группе первые механизмы «LEGO-education» Тема «Перекидные качели» Цель: способствовать развитию.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Автор публикации:
Анатомо-физиологические механизмы речи
Опубликовано: 17 мая 2025 в 22:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анатомо-физиологические механизмы речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жукова (УИ 214816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 мая 2025 среда
День Тихоокеанского флота
День военного переводчика
22 мая 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных