Зинченко Ирина
Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
– залог правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед окружающими ребёнка людьми. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Публикация «Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Один из самых известных политиков Уинстон Черчилль сказал: «Красивая речь - это спорт и искусство». Черчилль оперировал словами и смыслами, как Вивальди со звуком скрипки. Но в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем и имел нарушения звукопроизношения : шепелявил и заикался. Однако он тренировался ежедневно по нескольку часов и не только справился со своими недугами, но и стал хорошим оратором и вполне здоровым человеком. Сегодня мы поговорим с вами о том, как помочь ребёнку преодолеть нарушения звукопроизношения, попрактикуемся сами выполнить некоторые из упражнений артикуляционной гимнастики.
- Гимнастика для рук, ног - дело нам знакомое и мы знаем их значение для здоровья и физического развития. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
- А вот зачем язык тренировать? Язык считается главной мышцей органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, помогая развить правильное звукопроизношение.
Известно, что для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, небо); артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных); - процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
В рамках образовательной коррекционной работы по речевому развитию артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, обучение и закрепление происходит на логопедических занятиях под контролем учителя-логопеда, закрепление в группах под руководством воспитателя в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. И, естественно, уважаемые родители, необходимо закреплять артикуляционные движения. те, которые вам предлагаются учителем-логопедом, в домашних условиях под вашим руководством.
То есть, чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. Для красочного оформления могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
Артикуляционные упражнения делятся на 2 вида: статические (упражнения, при которых удерживается артикуляционная поза) и динамические (служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую)
. На слайдах презентации вы можете увидеть алгоритмы выполнения основных упражнений. Попробуйте самостоятельно выполнить некоторые из них с использованием картинок. Для того, чтобы видеть положение органов артикуляции, возьмите зеркала.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики :
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Если вы будете заинтересованы в формировании правильного звукопроизношения, ребёнок это почувствует и приложит свои усилия, конечно, есть определённые правила :
• исправлять неправильное произношение косвенно, не задерживаясь на нарушении, просто давая правильный пример;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
• соблюдать определённое время и количество повторений
• при стимулировании желания выполнять упражнения ребёнком, необходимо подходить творчески, например, чтобы он облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок
Конечно, сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем скоординированными.
Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.