Папки-передвижки

Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Федулова Ольга Анатольевна
Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной деятельности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной деятельности детей — являются значимой проблемой, которая требует практического решения.

Публикация «Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» размещена в разделах

В стандарте определено: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». Поэтому в детском саду уделяется большое внимание развитию познавательной деятельности дошкольников. [2]

Благодаря познавательной деятельности в дошкольном детстве зарождаются первичные образы, формируются представления малыша о мире вокруг.

Представления и образ мира формируются в три этапа: сначала происходит становление познавательных процессов. Их мы также называем психическими — память, внимание, мышление, воображение и восприятие. Далее приобретается навык собирать и обрабатывать информацию на пути к познанию. И, наконец, формируется познавательное отношение ребенка к миру. Развиваются его эмоциональные реакции через исследование определенных объектов, явлений и событий. Все этапы тесно взаимосвязаны.

Свою потребность к познанию целостной картины мира ребёнок реализует в познавательно-исследовательской деятельности.

Видами познавательно – исследовательской деятельности являются экспериментирование, исследование, моделирование с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).

Экспериментирование для детей является ведущим способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Это метод, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д.

Экспериментирование вызывает интерес к исследованию предметов окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)

Он стимулирует познавательную активность, любознательность, активирует восприятие научных знаний о предметах и явлениях природы, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д. [1]

В ходе экспериментально – познавательной деятельности необходимо создавать такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством опыта и, анализируя, самостоятельно делает вывод, умозаключение.

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования. Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах.

В младшем возрасте ребёнок, познавая окружающий мир, стремиться рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. В связи с этим необходимо создавать манипулятивные центры, в которых используются материалы - природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля, материал (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др., ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познают их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети в этом возрасте уже способны найти ответы на трудные вопросы. «Волшебная вода» (смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки). «Подушка из пены» ( проводят испытания: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены). «Всё увидим, узнаем». Рассматривают предметы, картинки, через увеличительное стекло. «Звонкие бутылочки» (какой звук издаёт молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком или пустым).

В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование - весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. ; различные ёмкости; материалы - природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература - энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. [3]

При организации работы с детьми необходимо:

-подобрать необходимое оборудование и материалы для детской лаборатории (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции, наборы картинок, схемы, модели и т. д.); познакомить с правилами работы;

- работать малыми группами по 6 – 8 человек;

- не ограничивать детей из гигиенических соображений (прольёшь, уронишь)

- соблюдать системность деятельности;

- использовать игру, как «ведущую деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребёнка» (Н. А. Леонтьев). В игре ребёнок, совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира. Например: метод маленьких человечков, где своими действиями ребёнок моделирует различные состояния веществ.

В процессе детского экспериментирования дети учатся :

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цели;

• решать проблемы;

• анализировать объект или явление;

• сопоставлять различные факты;

• выдвигать гипотезы и предположения;

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

• осуществлять эксперимент;

• делать выводы;

• фиксировать этапы действий и результаты графически.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются :

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

Структура детского экспериментирования

1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

4. Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

5. Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

6. Формулирование выводов.

В экспериментально-исследовательской деятельности используется следующая логика методов:

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

• схематичное моделирование опыта;

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента;

• метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

• метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которой состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий. [4]

Таким образом, в процессе экспериментальной деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Список литературы

1. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4.

2. «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах». Под общей редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой.

3. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Я представляю вам свою работу «Лепбук- как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста». Данный термин.

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь».

Использование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возрастаИспользование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Лэпбук - это книжка - раскладушка с кармашками, в которую собраны материалы на одну тему. Такую папку можно использовать как для организации.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 1 слайд В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Джон Дьюн В связи с внедрением ФГОС дошкольного.

Проект. Детская анимация как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Детская мультипликация — это универсальный инструмент, золотой ключик к душе каждого ребенка. Это особый вид искусства, самостоятельный.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Задачи: Познакомить детей с различными видами театра. побуждать чувство прекрасного, прививать любовь к искусству. учить детей разыгрывать.

Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам. Ральф У.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 09:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Федулова Ольга Анатольевна (УИ 1463153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД