Лучший педагог года

Дидактические игры по техническому творчеству «Мыслим и творим, играя»

Татьяна Рябова
Дидактические игры по техническому творчеству «Мыслим и творим, играя»

Негодяева С. В., Рябова Т. В.,

Авторские дидактические игры по техническому творчеству

«Мыслим и творим, играя»

В настоящее время в мире уделяется большое внимание робототехнике и конструкторским идеям. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является техническое творчество и моделирование. Научно-техническое развитие ребенка – главное составляющее современной системы образования. Задача педагогов – развивать и воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой творческий специалист технического профиля.

Публикация «Дидактические игры по техническому творчеству „Мыслим и творим, играя“» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте возникают первые попытки познать мир через его созидание. Дети вместе с воспитателем в детском саду постоянно заняты исследованием, изучением, экспериментированием, созданием чего-то нового. Дошкольники учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс, что значит начать с идеи и замысла и воплотить их в реальность.

Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он экспериментирует и создает что-то новое для себя и других. К этой деятельности относятся конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Техническое творчество – самая интересная область детской увлеченности, мир фантазии, поисков и экспериментов.

Наш детский сад является экспериментальной площадкой Основным материалом для технического творчества являются разные виды конструкторов, с которых и начинается знакомство дошкольников с данным видом деятельности. Такой вид детской деятельности как конструирование способствует формированию технического мышления : ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует моделированию новых объектов, развитию его пространственного, инженерного мышления.

В нашем детском саду мы используем различные виды конструкторов:

- LEGO;

- Металлический;

- Магнитный;

- «Фиксики»;

- Строительный набор;

- Деревянный «Юный архитектор»;

- «Архитектор»;

- Мягкий;

- «Универсал»;

- «Фанкластик».

Главная деятельность дошкольника – это игра. Поэтому наши педагоги разработали серию игр, направленных на развитие инженерного мышления и технического творчества с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии.

Игра «Поле чудес».

Цель: Закреплять умение детей классифицировать виды конструкторов, создавать технические объекты по заданным деталям.

Материал: Волчок с разделенными секторами. Набор карточек с изображением деталей разных видов конструкторов, наборы конструкторов.

Ход игры : Играют от одного до 10 человек. Играющие по очереди вращают волчок с определенным набором карточек. Первая деталь, которая выпала на секторе волчка служит началом создания постройки (объекта). Вторая деталь – ее продолжением и т. д. Когда объект построен, играющие заменяют один набор карточек на другой с новым видом конструктора.

Примечание: Перед игрой дети договариваются сколько раз каждый играющий будет крутить волчок.

Вариант игры : Можно сделать несколько волчков, и каждый играющий или группа играющих выбирает себе по жребию набор карточек с определенным видом конструктора.

Игра «Бюро находок».

Цель: Закреплять умение дошкольников воспринимать объект по признаку части, формировать умение «читать» схемы технических моделей.

Материал: Наборы конструкторов, наборы карточек с изображениями схем технических моделей.

Ход игры : Играющие по жребию выбирают карточки с изображением схемы технической модели. Задача играющих найти все детали схемы этой модели.

Игра «Голосовая почта».

Цель: Развивать у детей умение создавать объект по описанию его деталей.

Материал: Набор карточек-схем с изображением технических объектов, наборы конструкторов.

Ход игры : Выбирается водящий. Водящий достает из коробки карточку, объявляет вид конструктора и начинает называть по порядку детали, из которых состоит данный объект. Задача играющих создать объект по его деталям.

Игра «Дом вверх дном».

Цель: Формировать умение детей преобразовывать объект с помощью приемов фантазирования, создавая новые технические модели.

Материал: Набор карточек со схемами технических моделей, куб с изображением волшебников-преобразователей, наборы конструкторов.

Ход игры : Играющие по очереди выбирают карточку со схемой технической модели, затем с помощью куба выбирают волшебника-преобразователя. Задача каждого игрока создать новую техническую модель, используя значение волшебников.

Например, играющему выпал волшебник увеличения-уменьшения. Ребенок может изменить свою техническую модель с помощью увеличения/уменьшения деталей, создания модели из большего или меньшего по размеру конструктора, и т. д. Если выпал волшебник дробления-объединения, играющий может из имеющейся модели создать наиболее мелкие технические объекты и т. д.

Игра «Сделай сам».

Цель: Развивать умения дошкольников создавать технический объект по его признакам.

Материал: Набор карточек с изображением схем технических объектов. Наборы конструкторов.

Ход игры : Выбирается водящий. Он выбирает карточку и описывает технический объект по признакам (форма, размер, части, материал, рельеф и т. д.) Играющие выбирают тот конструктор, который посчитали нужным и начинают создавать технический объект по описанию водящего.

Игра «Кручу-верчу, построить хочу».

Цель: Развивать умение детей преобразовывать стандартные технические модели в новые объекты.

Материал: Кольца Луллия, набор карточек с изображением технических моделей, карточки с изображением видов конструктора, карточки с изображением волшебников-преобразователей, наборы конструкторов.

Ход игры : Играющие по очереди раскручивают в любом порядке три кольца и создают новую техническую модель по выпавшему в секторе набору комбинаций.

Игра «Инженериум».

Цель: Развивать умение дошкольников составлять и выполнять алгоритм действий, формировать навыки экспериментальной деятельности с оборудованием.

Материал: Набор карточек с изображением деталей разных видов конструкторов, наборы конструкторов.

Ход игры : Играющие по очереди выкладывают карточки и строят из выпавших деталей новые необычные технические объекты.

Примечание: Технические объекты получаются самые необычные, т. к. в одной постройке могут использоваться детали из разных видов конструктора.

Игра «Какой хочешь выбирай».

Цель: Развивать умение классифицировать виды конструкторов,

Материал: Карточки с изображением технических моделей, карточки с изображением видов конструкторов, наборы конструкторов.

Ход игры : Водящий выбирает карточку с изображением технической модели, затем играющие выбирают по жребию карточки с изображением или названием вида конструктора. Задача играющих построить одну и туже техническую модель из разных видов конструктора.

Игра «А, ну-ка, построй-ка». (матрица)

Цель: формировать умение составлять объект по заданным признакам.

Материал: матрица, наборы конструкторов.

Ход игры : Водящий предлагает каждому участнику игры взять одну из таблиц. (Водящий заранее заполняет ячейки таблицы). В таблицах представлены определённые имена признаков (количество, цвет, форма, рельеф, непосредственно указывающие на описание деталей конструктора. Из данных деталей каждый играющий должен создать какую-либо постройку.

Примечание: Водящий должен хорошо знать детали всех видов конструкторов.

Наши дети принимают активное участие в разработке новых игр и их вариативности.

Таким образом, инженерно-техническое творчество является для дошкольников одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и научным разработкам, а также формирует рационализаторские и изобретательские способности.

Список литературы:

• Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева «Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

• В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;

• В. Ф. Куличенко, А. И. Волков «Будущие инженеры»;

• Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;

• О. Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет»

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Фотоотчёт об участии в выставке-конкурсе по начальному техническому моделированию «Первые ступени творчества»Фотоотчёт об участии в выставке-конкурсе по начальному техническому моделированию «Первые ступени творчества» С целью воспитания эстетического вкуса и развития творческих способностей детей в районе ежегодно проводится выставка-конкурс по начальному.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Конспект интегрированного игры-занятия по техническому конструированию «Весёлая карусель» в младшей группеКонспект интегрированного игры-занятия по техническому конструированию «Весёлая карусель» в младшей группе Воспитатель: Васёва Марина Анатольевна Тема: Весёлая карусель Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма НОД: интегрированное игра - занятие:.

Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт)Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт) Игра— это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Сценарий праздника литературной эрудит-игры «Здравствуйте, товарищи дети!» по творчеству С. Я. Маршака Литературная эрудит – игра «Здравствуйте, товарищи дети!» по творчеству С. Маршака Цель: формировать интерес к творчеству детских писателей.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по техническому творчеству «Мыслим и творим, играя»
Опубликовано: 21 мая 2021 в 10:36
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД