Татьяна Александровна Кононова
Разработки игр и занятий по технологии формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с некоторыми эмоциями (радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес, чтобы не загружать детей терминологией вместо термина «эмоции» употребляю в работе с детьми слово «чувства».
Первичное знакомство с эмоциями.
— читается сказка и просим «угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации.
— соотнесение эмоций персонажа со своими, объяснение самим ребенком того или иного чувства. «радость — это…»
-включение в диагностику эмоциональных состояний;
Публикация «Разработки игр и занятий по технологии формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
— Соотнесение своих эмоций с эмоциями других, близких ребенку людей.
«Для мамы радость – это когда…»
— отображение в рисунке своих эмоций и описание их.
— Игра в «Ассоциации».
— обращение к «ранним воспоминаниям», когда ребенок был маленьким.
Обсуждение отрицательных эмоций.
— объяснение, что отрицательные эмоции – это нормальное эмоциональное состояние, в некоторых ситуациях.
— рассматривание рисунков на тему: «Отрицательные эмоции».
— изображение в рисунке своего настроения и умение преодолевать отрицательные эмоции.
Обучение распознаванию произвольному проявлению эмоций. — рассматривание на картинках изображения нескольких людей испытывающих одни и те же эмоции.
— мимическая имитация детьми эмоций.
— игры на распознавание эмоций.
Обучение конструктивному разрешению конфликтов, умению владеть своими чувствами.
осознание того, что человек хозяин своим эмоциям, а не наоборот.
-обсуждение рассказа, где герой не считается с другими людьми, а проявляет свои эмоции как хочет.
— показ простейших способов владения своими эмоциями (эмоции наружу не выпускай, подумай, а потом сделай что-то, вдохни глубоко-глубоко всей грудью и тихонечко выдохни, чтобы сам своего выдоха не слышал).
Обучение в конфликтных ситуациях понимать чувства другого.
-подвести к тому, что причина конфликта – это непонимание друг друга (чтение и обсуждение проблемных ситуаций, нахождении путей их решения).
-научить понимать чувства других людей (решение ситуаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев).
— игровое упражнение «расскажи о чувствах обидчика так, чтобы объяснить причину своих действий».
— игра «Угадай кто я?» — ребенок «превращается» в кого-нибудь, а дети с помощью наводящих вопросов угадывают, в кого «превращен» ведущий.
Обучение детей принятию на себя ответственности за свои эмоции.
-беседа об эмоциях детей в течении дня, подвести к тому, что эмоции могут меняться.
-учить самостоятельно изменять свои отрицательные эмоции.
Данные методы, приемы и формы работы помогают мне научить детей наиболее безболезненно адаптироваться в окружающем мире взрослых, мире человеческих отношений. Так как душевная жизнь ребенка чрезвычайно сложна, его психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это — установки и психологическая защита.
Дети не могут осознавать и контролировать социальные эмоции, многое «подвергать сомнению», ставить психоэмоциональные защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями и другими взрослыми. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, педагогов и других взрослых, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть установок взрослых положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Широко применяю для создания позитивного социально –эмоционального микроклимата в группе такие методики, как «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений», для профилактики и психологической коррекции негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессии, страхов – методики: «Сонные игрушки», «Коробочки добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем».