вишнева оксана
Беседа о дружбе (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа о дружбе в старшей группе детского сада
беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Нет друга — ищи, а найдешь — береги»
Поговорим о друзьях и дружбе.
Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!
Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?
Какие качества характера привлекают вас в нем?
Много ли у вас друзей?
Публикация «Беседа о дружбе (старшая группа)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души!
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Лучший друг
Мой любимый друг хороший —
Это сверстник мой Алеша.
Бескорыстный, верный, честный.
С ним всегда мне интересно!
Он умеет друга слушать,
Я ему открою душу:
Обо всем ему скажу,
Все игрушки покажу.
Заводила, фантазер,
В играх ловок он и скор,
Понимает шутки, смех.
Друг Алеша — лучше всех!
О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?
Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.
Почему, как вы думаете?
Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра.
Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.
Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.
В чем же заключается умение дружить?
Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
Вспомним остальные правила дружбы : не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.
Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло — разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться».
Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе?
Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Назовите их.
Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.
Почему говорится: «Дружба познается в беде»?
Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы.
Мои друзья
Друзей немало у меня:
Я со всем двором дружу.
Не прожить без них ни дня!
О друзьях вам расскажу.
* * *
Любит Ксения гостей,
Добротой от Ксюши веет:
Ни игрушек, ни сластей
Для подружек не жалеет,
Утешает, привечает
И душистым поит чаем.
* * *
У Лёни — золотые руки.
Все он может делать сам:
Утюгом погладить брюки,
Починить на кухне кран!
* * *
Петя может дать совет,
Посочувствовать другому.
Он не скажет слова «нет»,
Помогает всем знакомым.
Петя кормит хомяка,
Чистит клетку попугая,
Приласкает он щенка
И с сестренкой погуляет.
* * *
Помогает Саша маме —
Возится он с малышами.
И сочувствует другим —
Верный друг, хороший сын!
* * *
Егор и честен, и правдив,
Он ненавидит ложь,
Настойчив и трудолюбив —
Его не проведешь!
О каких хороших качествах друзей рассказывается в этих стихах? Назовите их.
Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?
Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.
Послушайте стихотворение.
Хвастливый Андрей
Однажды хвастался Андрей:
«Нет никого меня храбрей!
Не боюсь опасных змей,
Ни лягушек, ни червей.
Не боюсь я тьмы ночной,
Справлюсь с бурною волной.
Не боюсь я привидений,
Привиденья — это тени!
Не боюсь.» — и вдруг молчок:
Хрустнул в темноте сучок,
И послышались шаги
По тропинке у реки.
Побледнел слегка Андрей,
Убежал домой скорей!
Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.
Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Игра в «Поликлинику»
Однажды Катя предложила ребятам играть в «Поликлинику».
— Как это в «Поликлинику»? — удивился Лёша.
— Очень просто, — объяснилаКатя, — куклы будут нашими детьми. Одни девочки станут мамами и поведут их в поликлинику на осмотр, другие ребята станут врачами.
— Чур, я врач! Чур, я врач! — сразу же закричал Лёша.
—Оксана Ивановна! — обратилась Катя к воспитательнице. — Можно мы поиграем в «Поликлинику»?
— Ну, конечно, можно, — согласилась та. — Вы пока распределите роли, а я принесу набор «Кукольный доктор», — сказала Оксана Ивановна и за набором.
Ребята быстро распределили роли. Лёша стал детским врачом, Даня— глазным, Соня— хирургом, Катя — медицинской сестрой.
— А кем же буду я? — спросила Лиза
— Ты будешь работать в регистратуре. Выдавать талоны, отвечать на звонки по телефону, записывать «больных» на прием.
Лиза капризно надула губки.
— Не хочу сидеть в регистратуре. Это не интересно! Хочу тоже быть врачом.
— Но ведь кому-то нужно выдавать талоны, — рассудительно заметил Даня.
— Немного «поработаешь» в регистратуре, а потом поменяешься с Катей и тоже будешь врачом.
— Ты согласна? — спросила Катя
Что бы вы ответили на месте Лизы?
Умеет ли Лиза соблюдать правила игры?
Справедливое ли решение предложил Даня? Почему?
— Ну нет! Я не согласна! — ответила Лиза. — Раз не даете мне роль врача, лучше я одна буду играть с куклой.
Она взяла куклу и ушла с ней в другую комнату.
Игра в «Поликлинику» оказалась очень интересной. Ребята увлеклись и совсем забыли про Лизу, которая села в кресло, положила куклу на колени и задумалась: «Эх, зря я отказалась играть со всеми. Вон как они весело смеются, болтают, а мне одной очень скучно. Может быть, пойти и попросить, чтобы меня приняли в игру?»
Попадали ли вы в подобные ситуации?
Какой выход находили из них?
Что бы вы посоветовали Лизе?
Анжелика, лучшая подруга Лизы, заметила, что девочка не участвует в игре, пошла за ней.
—Лиза, почему ты с нами не играешь? Мне без тебя очень скучно! Пойдем играть, — позвала она подругу.
Лиза бъяснила, почему она не участвует в игре. Тогда Анжелика сказала:
— Не беда! Пойдем со мной, и для тебя найдется подходящая роль.
Анжелика и Лиза пошли к детям, и Анжелика предложила:
— Ребята, у нас в поликлинике нет зубного врача. Пусть Лиза будет им.
— Ну ладно, пусть Лиза лечит куклам зубы, — согласились все.
— А ты согласна,Лиза? — спросила девочку Катя.
— Согласна! — радостно согласилась девочка. — А потом я могу поменяться с Катей и поработать в регистратуре.
Что вы можете сказать о Анжелике? Хороший ли она друг?
Почему вы так думаете?
Почему Катя сама согласилась поработать в регистратуре?
Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.
Настоящая дружба правдива и отважна.
Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.
Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга!
Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя!
Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.
Царевна Несмеяна
Девочку Таню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она капризничала и плакала по любому пустяку.
Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы.
— Ай! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть нельзя!
Подружка Надя ей свою булку отдаст.
— Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь.
Развяжется ли бантик в косичке, не получается ли рисунок Таня плачет в три ручья.
Вера Владимировна ее успокаивает, уговаривает, подружки стараются во всем угодить. А толку никакого!
Играть с Таней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и получилось, что все играют вместе, а Таня— одна.
Сережа — добрый отзывчивый мальчик. Ему Танечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зовет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Таня и вправду похожа на сказочную царевну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками.
Однажды он задумался, как бы развеселить Таню. Долго думал и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Вере Владимировне, и той его затея очень понравилась.
— Что ж! Собери ребят, посоветуемся с ними и устроим для Тани веселое представление.
Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые костюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Вера Владимировна распределила роли, а Тане сказала:
—Танечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмеяны. Кто из ребят сумеет тебя рассмешить, тот и получит приз!
— Хорошо, — согласилась Таня.
Быть царевной ей очень хотелось!
Началось представление. Тане надели на голову красивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали выступать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну.
Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Таня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Представление уже подходило к концу, когда в костюме Царевны Несмеяны в зал вошел Сережа. Его окружали мамушки и нянюшки.
Одна из них протянула Сереже румяное яблоко.
— Дитятко, съешь яблочко.
— Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно кислое, невкусное.
Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол.
— Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья.
Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетиться вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Словом, настоящий переполох.
Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что стал чем-то похож на Таню. Девочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопали в ладоши.
— Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну Несмеяну. Вот тебе в подарок книжка веселых рассказов с забавными картинками. —Вера Владимировна протянула Сереже книгу.
— Спасибо,Вера Владимировна! Можно я буду ее читать вместе с Таней, чтобы она почаще улыбалась и никогда не плакала? — спросил мальчик.
— Конечно, можно! — ответила воспитательница, обнимая Сережу за плечи.
Постепенно характер Тани изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое устроили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Вера Владимировна даже сказала: «Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешься! Улыбайся и смейся почаще!»
Как вы думаете, интересно ли было играть с такой плаксой и капризулей Таней? Почему?
Почему Таню дразнили плаксой-ваксой?
Как звал ее Сережа?
Почему?
Что придумал Сережа, чтобы развлечь Таню?
Удалась ли его затея?
Как вы думаете, почему засмеялась Таня?
Изменится ли после этого характер девочки?
Итог: Беседа по содержанию произведений.